Акопов Михаил Мамикович
Дело 33-8665/2018
В отношении Акопова М.М. рассматривалось судебное дело № 33-8665/2018, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Апелляция проходила 10 мая 2018 года, где по итогам рассмотрения, все осталось без изменений. Рассмотрение проходило в Ростовском областном суде в Ростовской области РФ судьей Корниенко Г.Ф.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Акопова М.М. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 22 мая 2018 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Акоповым М.М., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации →
иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
Судья Багдасарян Г.В. Дело № 33-8665/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 мая 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Щетининой Е.В.
при секретаре Гребёнкиной Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акопова М.М. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону о признании права на установление страховой части трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, обязании назначить досрочную пенсию по старости, по апелляционной жалобе Акопова М.М. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01 марта 2018г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
Акопов М.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону (далее – ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону) о признании права на установление страховой части трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года, обязании назначить досрочную пенсию по старости, указав в обоснование требований, что является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с 24.05.2007г. и в силу п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и с...
Показать ещё...траховой части трудовой пенсии по старости.
Кроме того, является гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением с указанием периода проживания на зараженной территории, относящейся к зоне проживания с правом на отселение.
07.12.2017г. он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой части пенсии, предоставив все необходимые документы, но решением ответчика от 11.12.2017г. ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости как военнослужащему в соответствии с Законом от 15.05.1991г. №1244-1 с применением норм по расчету пенсий, установленных Федеральным законом от 28.12.2013г. №400ФЗ.
С данным отказом истец не согласен, считает его незаконным, так как полагает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года (до 58 лет) в соответствии с п. 11 ст. 13, ст.ст. 33, 37 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Считая нарушенными свои права, истец просил признать за Акоповым М.М., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, право на установление страховой части трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года, обязать ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону установить ему страховую часть трудовой пенсии с 19.12.2017г.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01 марта 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Акопов М.М. просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Апеллянт считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права: п. 11 ст. 13, ст.ст. 33, 37 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По мнению апеллянта, суд без учета положений Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» посчитал, что истец не относится к категориям граждан, установленным ст. ст. 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» не установлена.
Полагает, что в данном случае должны быть применены ст. ст. 2, 10 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», согласно которым пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Полагает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит установленных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене в апелляционном порядке судебного решения.
Страховые пенсии с 01.01.2015 г. устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Статьей 8 названного Закона установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в ст. 3 предусмотрены категории лиц и случаи, при которых допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ указано, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. №1244-1.
Согласно ст. 28.1 Закона № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 21.07.2014г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии») отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ) при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п. п. 1 - 10, 16 - 18 ч. 1 ст. 30 и п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31.12.2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Таким образом, законодатель разделяет пенсии по старости, назначаемые в порядке Федерального закона № 1244-1, и страховые пенсии по старости, назначаемые в порядке Федерального закона № 400-ФЗ, т.е. разграничивает по основаниям назначения.
При этом Федеральный закон № 1244-1 не предусматривает право на одновременное получение двух пенсий, одна из которых назначена в порядке указанного Закона, прямо указывая на получение одной по выбору лица.
Судом установлено, что Акопов М.М., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, с 24.05.2007г. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N№ 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (л.д. 37).
Согласно удостоверению серии АВ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданному 01.02.2000г. администрацией Ростовской области, Акопов М.М. выехал из зоны проживания с правом на отселение в нас. пункте г.Овруч Житомирской области, проживавший в данном населенном пункте с 01.11.2085г. по 12.10.1987 г., и подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 8).
07.12.2017г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему наряду с пенсией по выслуге лет страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-а-Дону от 11.12.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Акопову М.М. отказано в назначении страховой пенсии по старости как военнослужащему в соответствии с Законом от 15.05.1991г. №1244-1 с применением норм по расчету пенсий, установленных Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ. При этом пенсионный орган указал, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона от 15.05.1991г., не может быть назначена. У заявителя отсутствует право на страховую пенсию по старости с 17.12.2017г., право на страховую пенсию по старости возникает с 19.12.2019г., при достижении возраста 60 лет (л.д. 18-20).
Разрешая возникший спор и оценивая представленные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований в полном объеме.
При этом суд правильно исходил из того, что положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», также как и положениями Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действующего до 01.01.2015 г., возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного положениями ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), для мужчин 60 лет, из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства, не могут служить основанием для отмены решения суда и удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку, как указано выше, право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию - 60 лет, которых истец, 1959 г. рождения, ко дню обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением - 07.12.2017 г., не достиг, приведенными выше нормами права не предусмотрено, учитывая, что истец является получателем пенсии по выслуге лет и претендует на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости на основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 01 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Акопова М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.06.2018 г.
Свернуть