Боктаева Елена Валерьевна
Дело 2-27/2022 ~ М-895/2022
В отношении Боктаевой Е.В. рассматривалось судебное дело № 2-27/2022 ~ М-895/2022, которое относится к категории "Споры, связанные с жилищными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Яшкульском районном суде в Республике Калмыкия РФ судьей Сангаджиевой О.А. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с жилищными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Боктаевой Е.В. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 2 марта 2022 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Боктаевой Е.В., вы можете найти подробности на Trustperson.
Другие жилищные споры →
Иные жилищные споры
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
2 марта 2022 года п. Яшкуль
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Сангаджиевой О.А., при секретаре Кузнецове Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боктаевой Е.В. к Алиевой Н.А., Халирбагинову Г.А., Абдулмеджидову М.К., Танаеву Н.С., Абдулмеджидовой П.К. о признании утратившими право пользования жилым помещением,
у с т а н о в и л :
Боктаева Е.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***, что подтверждается договором купли-продажи от 2 ноября 2016 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В настоящее время в данной квартире, согласно выписке из похозяйственной книги, зарегистрированы 9 человек, в том числе и ответчики. Начиная с 2016 года ответчики в данной квартире не проживают, коммунальные и бытовые услуги не оплачивают. Соглашение о праве пользования жилым помещением между истцом и ответчиками отсутствует.
На основании изложенного просила признать Алиеву Н.А., Халирбагинова Г.А., Абдулмеджидова М.К., Танаева Н.С., Абдулмеджидову П.К. утратившими право пользования жилым помещением по адресу: ***.
В судебное заседание истец Боктаева Е.В., надлежаще извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась, направила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося истца Б...
Показать ещё...октаевой Е.В.
Ответчики Алиева Н.А., Халирбагинов Г.А., Абдулмеджидов М.К., Танаев Н.С., Абдулмеджидова П.К. в судебное заседание не явились. Извещение о времени и месте рассмотрения дела направлялось им по всем известным суду адресам, в том числе и по последнему известному месту их жительства по адресу: ***. Согласно поступившим в суд почтовым уведомлениям извещение им не доставлены ввиду истечения срока хранения. На основании ст. 119 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
В связи с отсутствием сведений о фактическом месте жительства ответчиков суд в порядке ст. 50 ГПК РФ назначил в качестве их представителей адвоката Манжикову Л.Н., которая в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, сославшись на непринятие истцом достаточных мер по розыску ответчика.
Выслушав адвоката Манжикову Л.Н., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением.
В соответствии с п. 1 ст. 288 ГК РФ, ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и иных граждан является реализацией им права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением.
Собственник, в соответствии со ст. 304 ГК РФ, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 7 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
По смыслу закона, необходимо выяснить, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При этом также необходимо учитывать, что отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе, определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Из имеющегося в материалах дела договора купли-продажи квартиры и земельного участка от 2 ноября 2016 года (далее по тексту - Договор), заключенного между Алиевой Н.А. (продавец) и ***13 действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей ***12, ***11 (покупатели) следует, что продавец продал в целом, а покупатели купили в общую долевую собственность земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: ***. Данный договор зарегистрирован в Управлении государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия 10 ноября 2016 года.
Пунктом 1.6 данного Договора установлено, что в квартире на момент заключения настоящего договора на регистрационном учете состоят и проживают, в том числе Алиева Н.А., Абдулмеджидова П.К., Абдулмеджидов М.К., Халирбагинов Г.А., за которыми сохраняется право проживания и пользования отчуждаемым недвижимым жилым помещением после его продажи.
Как следует из имеющейся в материалах гражданского дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, собственником земельного участка, расположенного по адресу: *** являются ***11, ***12 и ***13
Согласно копии домовой книги владельцами жилого помещения, расположенного по адресу: ***, с 2 ноября 2016 года являются ***11, ***12 и ***13 При этом, по указанному адресу на зарегистрированном учете состоят, в том числе, Алиева Н.А., Халирбагинов Г.А., Абдулмеджидов М.К., Танаев Н.С., Абдулмеджидова П.К.
В силу свидетельства о заключении брака серии I-ДУ ***, выданного Отделом ЗАГС Яшкульского района Управления ЗАГС Республики Калмыкия, 23 октября 2018 года ***14 и ***13 заключили брак, после чего ***13 присвоена фамилия ***15.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» граждане обязаны регистрироваться по месту жительства.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 54 ЖК РСФСР регистрация, заменившая институт прописки, не может служить условием реализации права на жилище.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности п.п. 10, 12, 21 Правил регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлено, что регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства проводится лишь с целью учета передвижения граждан в пределах РФ и носит уведомительный характер.
Таким образом, прописка или регистрация не может служить основанием для возникновения или сохранения права пользования жилым помещением.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответчики с 2016 года в указанном жилом помещении фактически не проживали, бремя его содержания и поддержания в надлежащем состоянии не несут, их личные вещи в жилой квартире отсутствуют, местонахождение их не известно. При этом, со стороны истца ответчикам препятствия в пользовании спорным жилым помещением не чинились. Вместе с тем, в добровольном порядке с регистрационного учета ответчики не снялись, чем существенно ограничивают право истца распоряжаться принадлежащим ей недвижимым имуществом.
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, как и доказательства добровольного, временного отсутствия ответчиков в данном жилом помещении, суду не представлены.
Из содержания п. 1.6 Договора следует, что за Алиевой Н.А., Абдулмеджидовой П.К., Абдулмеджидовым М.К., Халирбагиновым Г.А. сохраняется право проживания и пользования отчуждаемым недвижимым жилым помещением после его продажи.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Пункт 1 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывающий специфику имущественных отношений в жилищной сфере, направлен на обеспечение стабильности жилищных и имущественных отношений, а также на защиту законных интересов покупателя жилого помещения и лиц, сохраняющих право пользования этим помещением (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 5-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1656-О, от 28 июня 2018 года N 1523-О и др.).
Вместе с тем, в настоящее время ответчики Алиева Н.А., Абдулмеджидова П.К., Абдулмеджидов М.К., Халирбагинов Г.А. в спорном жилом помещении не проживают, бремя его содержания не несут, доказательств того, что их отсутствие носит вынужденный характер, а также доказательств того, данное жилое помещение является их единственным постоянным местом жительства материалы дела не содержат, сохранение права их проживания и пользования нарушает право новых собственников на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом на законных основаниях.
Истцом заявлены требования о признании утратившими право пользования жилым помещением в том числе несовершеннолетними Абдулмеджидовым М.К. и Абдулмеджидовой П.К.
В силу положений ч. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Принимая во внимание, что несовершеннолетние Абдулмеджидов М.К. и Абдулмеджидова П.К. членами семьи истца не являются, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и в этой части.
Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств и на основании вышеизложенных норм закона, суд приходит к выводу, что ответчики Алиева Н.А., Абдулмеджидова П.К., Абдулмеджидов М.К., Халирбагинов Г.А., Танаев Н.С. членами семьи истца не являются, в указанном жилом помещении не проживают, регистрация ответчиков в квартире носит формальный характер и нарушает права и законные интересы истца, препятствуя в реализации прав собственника.
При таких обстоятельствах исковые требования Боктаевой Е.В. о признании ответчиков утратившим право пользования жилым помещением являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования Боктаевой Е.В. удовлетворить.
Признать Алиеву Н.А., Халирбагинова Г.А., Абдулмеджидова М.К., Танаева Н.С., Абдулмеджидову П.К. утратившими право пользования жилым помещением расположенным по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшкульский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий О.А. Сангаджиева
Свернуть