logo

Буш Дмитрий Павлович

Дело 11-43/2025

В отношении Буша Д.П. рассматривалось судебное дело № 11-43/2025, которое относится к категории "Споры, связанные с имущественными правами" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Апелляция проходила 24 марта 2025 года, где по итогам рассмотрения, все осталось без изменений. Рассмотрение проходило в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ в Республике Бурятия РФ судьей Болотовой Ж.Т.

Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с имущественными правами", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Буша Д.П. Судебный процесс проходил с участием третьего лица, а окончательное решение было вынесено 14 апреля 2025 года.

Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Бушем Д.П., вы можете найти подробности на Trustperson.

Судебное дело: 11-43/2025 смотреть на сайте суда
Дата поступления
24.03.2025
Вид судопроизводства
Гражданские и административные дела
Категория дела
Споры, связанные с имущественными правами →
О взыскании неосновательного обогащения
Инстанция
Апелляция
Округ РФ
Сибирский федеральный округ
Регион РФ
Республика Бурятия
Название суда
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Уровень суда
Районный суд, городской суд
Судья
Болотова Ж.Т.
Результат рассмотрения
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Дата решения
14.04.2025
Участники
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Рогалева Прасковья Ильинична
Вид лица, участвующего в деле:
Ответчик
Буш Дмитрий Павлович
Вид лица, участвующего в деле:
Третье Лицо
Судебные акты

Мировой судья судебного участка №4

Октябрьского района г. Улан-Удэ

Зимина И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 14 апреля 2025 года

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Болотовой Ж.Т., при секретаре Мункуевой А.Б., с участием представителя ответчика Буша М.П., третьего лица Буша Д.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ОСФР по РБ Тухаловой Д.А. на решение мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г.Улан-Удэ от 27.11.2024 г. по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ к Рогалевой Прасковье Ильиничне о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просил взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 1440 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик является получателем ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» на основании заявления лица, осуществляющего уход Буша Д.П. о назначении ежемесячной компенсационной выплаты и заявления пенсионера о согласии на осуществление ухода.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г.Улан-Удэ от 27.11.2024 г. исковое заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ к Рогалевой Прасковье Ильиничне о взыскании неосновательного обогащении оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, ОСФР по РБ подало апелляционную жалобу, в которой указало, что мировым судьей непр...

Показать ещё

...авильно применены нормы материального права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Материалами дела подтверждается, что ухаживающее лицо Буш Д.П. в спорный период являлся индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию 15.03.2024 г., что подтверждается Выпиской ЕГРИП от 27.09.2024 г. Таким образом, он является участником отношений по обязательному пенсионному страхованию в качестве страхователя. Не сообщение пенсионному органу сведений о регистрации ухаживающего в качестве ИП повлекло переплату компенсационной выплаты за апрель 2024 г. в размере 1440 руб. Просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Представитель ОСФР по РБ Тухалова Д.А. не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Буш М.П. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, суду пояснил, что истцом не представлено суду достаточных доказательств наличия недобросовестности со стороны ответчиков, каких-либо виновных действий, направленных на получение ответчиками излишних выплат от истца материалы дела не содержат, бремя доказывания лежит на истце.

Третье лицо Буш Д.П. суду пояснил, что он не является лицом, которое подлежит обязательному пенсионному страхованию и не заключал каких-либо соглашений со страховщиком.

Ответчик Рогалева П.И. не явилась, извещена надлежаще.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Буш М.П. с 01.08.2018 года является получателем социальной пенсии, назначенной Рогалевой П.И. как лицу, достигшему возраста 80 лет.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

В соответствии с п. 3 Указа, источники финансирования предусмотренных п. 1 Указа компенсационных выплат и порядок их осуществления определены Правительством РФ.

Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 343 (далее Правила).

На основании п.п. 2-5 Постановления Правительства РФ от 04.06.2007 г. №343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», ежемесячная компенсационная выплата (далее - компенсационная выплата) назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (далее - орган, осуществляющий выплату пенсии).

Подпунктом «в» пункта 9 Правил предусмотрены случаи прекращения выплаты, к которым отнесено назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.

Согласно п. 10 указанных Правил, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Положениями ст. 18 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлены заявительный порядок и письменная форма либо форма электронного документа для обращений по вопросам назначения, перерасчета размеров и выплаты трудовых пенсий.

На основании п. 4 ст. 23 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В силу п. 1, п. 3 ст. 25 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Таким образом, из содержания вышеприведенных норм следует, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, именно на него возложена обязанность уведомить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Как усматривается из материалов дела, установлено мировым судьей и нашло свое подтверждение в суде апелляционной инстанции, Буш Д.П. 02.07.2018 г. обратился в ОПФР по РБ с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему фактический уход за нетрудоспособным лицом Рогалевой П.И. 08.11.1932 г.р.

В пункте 4 указанного заявления ответчик был предупрежден о необходимости в течение пяти дней извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах влекущих за собой прекращение осуществление компенсационной выплаты.

02.07.2018 года нетрудоспособная Рогалева П.И. также обратилась в вышеуказанный орган с заявлением о согласии на осуществление за ней ухода Буш Д.П.

Решением Управление ПФР в г. Улан-Удэ от 06.07.2018 года № 180000093930/193109/18 к пенсии Рогалевой П.И. по старости была установлена ежемесячная компенсационная выплата за уход в размере 1440 руб. с 01.08.2018 г. на период осуществления ухода.

За апрель 2024 года компенсационная выплата составила сумму в размере 1440 руб.

Одним из оснований прекращения выплаты является назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии, и как установлено в ходе судебного разбирательства, с 01.08.2018 года ответчику была назначена указанная пенсия, в связи с чем у Буш М.П. возникла обязанность уведомить об этих обстоятельствах пенсионный орган, чего им сделано не было.

Неисполнение обязательства об уведомлении пенсионного органа о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение компенсационной выплаты, повлекли причинение ущерба пенсионному органу в виде необоснованно выплаченной суммы компенсационных выплат.

06.06.2024 г. в ходе тематической проверки, был выявлен факт неисполнения ответчиком извещения ОПФР по РБ об обстоятельствах влекущих прекращение компенсационной выплаты о регистрации ухаживающего лица в качестве ИП.

В результате чего за период с 01.04.2024 г. до 30.04.2024 г. незаконно было выплачено 1440 руб., что подтверждается представленным в дело расчетом и не оспаривается ответчиком.

06.06.2024 года ОПФП по РБ, Буш Д.П. было направлено письмо с просьбой вернуть сумму незаконных полученных денежных средств, однако, сумма переплаты возвращена не была.

Поскольку переплата пенсии Рогалевой П.И. произошла ввиду неисполнения ответчиком Буш М.П. возложенных на него законом обязательств по уведомлению ОПФР по РБ области о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение компенсационной выплаты, то полученная незаконно компенсационная выплата за вышеуказанный период подлежит возврату, поскольку именно ответчик несет полную ответственность за образовавшуюся переплату.

Сам факт неисполнения Буш М.П. уведомленным в письменной форме о необходимости извещения пенсионного органа о возникновении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты компенсации, соответствующей обязанности без уважительных причин свидетельствует о недобросовестности с его стороны.

Отсутствие в пенсионном законодательстве иных санкций за неисполнение данной обязанности также не препятствует взысканию неосновательного обогащения на основании норм гражданского законодательства.

Пунктом 3 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам и абз. 2 п. 1 Указа Президента РФ от 26.12.2006 г. № 1455 установлено, что компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится в назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Сам по себе порядок производства выплаты вместе с пенсией нетрудоспособного лица не изменяет субъекта назначения и получения данной выплаты и не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований к Рогалевой П.И., как к получателю компенсационных выплат. Указанный порядок является основанием распространения на получателя компенсационных выплат требований пенсионного законодательства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции

Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет.

При этом, мировой судья правомерно указал, что добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Согласно ст. 56 ГПК РФ истцом таких доказательств в суд апелляционной инстанции не представлено.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение мирового судьи постановлено в соответствии с требованиями ст. ст. 194-198 ГПК РФ с учетом всех конкретных обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.

Доводы апелляционной жалобы истца ОСФР по РБ выводы мирового судьи не опровергают, и основанием к отмене решения служить не могут.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение мирового судьи законно и обоснованно, оснований для отмены указанного решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329-330 ГПК РФ суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г.Улан-Удэ от 27.11.2024 г. по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ к Рогалевой Прасковье Ильиничне о взыскании неосновательного обогащения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по РБ Тухаловой Д.А – без удовлетворения.

Судья Болотова Ж.Т.

Свернуть
Прочие