Карочурина Ляля Сагитовна
Дело 2-314/2021 ~ М-173/2021
В отношении Карочуриной Л.С. рассматривалось судебное дело № 2-314/2021 ~ М-173/2021, которое относится к категории "Споры, связанные с жилищными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Сибайском городском суде в Республике Башкортостан РФ судьей Сулеймановым Т.М. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с жилищными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Карочуриной Л.С. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 12 марта 2021 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Карочуриной Л.С., вы можете найти подробности на Trustperson.
Другие жилищные споры →
Иные жилищные споры
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело № 2-314/2021УИД 03RS0016-01-2021-000502-78
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 марта 2021 года г. Сибай
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сулейманова Т.М.,
при секретаре судебного заседания Акьюловой Г.Р.,
с участием истца Хабиловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабиловой НА к Карачуриной ЛС, Карачуриной ЛФ о признании утратившими право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Хабилова Н.А. обратилась в суд с иском к Карачуриной ЛС, Карачуриной ЛФ о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, указывая, что является собственником жилого помещения. В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы ответчики Карачурина Л.С., Карачурина Л.Ф. Ответчики в указанном жилом помещении не проживают, членом семьи не являются, расходы по оплате коммунальных платежей не несут, личных вещей в квартире не имеется, совместного хозяйства не ведут, поэтому истец просит признать Карачурину Л.С., Карачурину ЛФ утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Хабилова Н.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Карачурина Л.С. ее одноклассница, и по ее просьбе она прописала ответчика с дочерью у себя, в настоящее время связь с ними не поддерживает, добровольно выехать они не хотят.
В судебное заседание представитель третьего лица ОМВД России по г. Сибай РБ не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, имеется ...
Показать ещё...ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.
Ответчик Карачурина Л.С., Карачурина Л.Ф. на судебное заседание не явились, судебные извещения, направленные им по последнему известному суду месту их жительства по адресу: <адрес>, не доставлены в связи с тем, что истек срок хранения. Сведениями об ином месте жительства ответчика Карачуриной ЛФ суд не располагает.
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как усматривается из материалов дела, ответчики не явились в почтовое отделение за получением извещений.
Указанное свидетельствует о надлежащем исполнении судом обязанности по извещению сторон о дне судебного разбирательства предусмотренного статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших его возможности являться за судебными уведомлениями в отделение связи, ответчиком не представлено. Применительно к Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи", ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявку за получением заказного письма и судебным извещением следует считать отказом от получения судебного извещения. Неблагоприятные последствия, в связи с не получением судебных уведомлений, несет само лицо, в силу ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В Конституции РФ, а именно в статьях 34, 35, 36 и 44 определены основные имущественные права вообще и право собственности граждан в частности, а также пределы осуществления этих прав. Конституционные положения о праве собственности нашли отражение в нормах действующего законодательства, прежде всего ГК РФ, определяющего содержание права собственности через правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (ст. 209); воспроизводящего конституционную норму о том, что права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212).
Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (статьи 8 и 35 части 1 и 2).
В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ гарантии защиты права собственности предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях.
Как предусмотрено п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
В соответствии со ст. ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Хабилова Н.А. является собственником <адрес>, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства от праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Согласно справке МБУ «УЖКХ ГО г. Сибай РБ» № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Хабилова Н.А., ФИО5, ФИО6, Карочурина Л.С., Карочурина Л.Ф., что также подтверждается копией домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес>.
Установлено, что ответчики в спорном жилом помещении не проживают, общего хозяйства с собственником жилого помещения не ведут, совместный доход у них отсутствует, к числу близких родственников собственника жилого помещения Хабиловой НА ответчик не относятся.
Каких-либо данных о заинтересованности ответчиков в сохранении права пользования жилым помещением в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Оценив представленные доказательства, суд, принимая во внимание, что ответчики в спорном жилом помещении не проживают, членами семьи собственника жилого помещения не являются, их регистрация по адресу: <адрес> настоящее время носит формальный характер, что препятствует истцу в полной мере реализовывать свои права, предусмотренные законом.
Согласно ответу УМВД России по ХМАО-Югре, поступившему в Сибайский городской суд Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, Карачурина Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>
При таких обстоятельствах, когда ответчик Карачурина Л.С. добровольно снялась еще в ДД.ММ.ГГГГ года с регистрационного учета, тем самым устранила нарушение прав истца, то в удовлетворении требований Хабиловой НА к Карачуриной ЛС о признании ее утратившей право жилым помещением следует отказать в полном объеме.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Хабиловой НА о признании ответчика Карачуриной ЛФ утратившей право пользования жилым помещением.
Кроме того, суд учитывает, что факт регистрации в жилом помещении является лишь административным актом и это обстоятельство само по себе не является обстоятельством влекущим возникновение права проживания в жилом помещении.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» установлено, что снятие с регистрационного учета может быть осуществлено на основании вступившего в законную силу решения суда.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В силу подпункта "е" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 713 от 17.07.1995 г.) снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно пункта 13 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Приказом ФМС России N 208 от 20.09.2007 г.), снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым в соответствии со ст. 94 ГПК РФ относятся признанные судом необходимые расходы.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что при подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается платежным документов от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные расходы надлежит взыскать с ответчика Карачуриной ЛФ в пользу истца, поскольку они документально подтверждены и признаны обоснованными, понесенными в связи с рассмотрением настоящего дела.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Хабиловой НА к Карачуриной ЛС, Карачуриной ЛФ о признании утратившими право пользования жилым помещением, удовлетворить частично.
Признать Карачурину ЛФ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Вступившее в законную силу решение о признании утратившими право пользования жилым помещением является самостоятельным основанием для снятия гражданина с регистрационного учета (абзац 7 статьи 7 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). Данное действие по заявлению заинтересованного лица производится компетентным органом регистрационного учета в административном, то есть внесудебном порядке и, соответственно, без принуждения суда.
Взыскать с Карачуриной ЛФ в пользу Хабиловой НА судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований Хабиловой НА к Карачуриной ЛС о признании утратившей право пользования жилым помещением, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.М.Сулейманов
Мотивированное решение составлено 19 марта 2021 года
Подлинник решения подшит в гражданское дело №2-314/2021 Сибайского городского суда РБ
Свернуть