Абдуллаев Ринат Каюмович
Дело 2-187/2023 ~ М-15/2023
В отношении Абдуллаева Р.К. рассматривалось судебное дело № 2-187/2023 ~ М-15/2023, которое относится к категории "Споры, связанные с наследственными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Чернушинском районном суде Пермского края в Пермском крае РФ судьей Менем О.А. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с наследственными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Абдуллаева Р.К. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 22 марта 2023 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Абдуллаевым Р.К., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с наследованием имущества →
о признании завещания недействительным
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело № 2-187/2023
УИД 59RS0042-01-2023-000015-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 22 марта 2023 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мень О.А.,
при секретаре судебного заседания Антипиной Л.В.,
с участием ответчика Игашевой М.К.,
представителя ответчика Воиновой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдуллаева Рафаэля Каюмовича, Абдуллаева Рината Каюмовича к Игашевой Марине Константиновне о признании завещания недействительным, признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Истцы Абдуллаев Р.К., <ФИО>5 Р.К. обратились в суд с иском к Игашевой М.К. о признании завещания недействительным, признании права собственности в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указано, что <ДД.ММ.ГГГГ> умер отец истцов <ФИО>19., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения. После смерти открылось, состоящее из комнаты в общежитии, расположенной по адресу: <адрес>. Истцы являются единственными наследниками первой очереди по закону. После смерти отца истцам стало известно, что отцом было составлено завещание, по которому все имущество умершего было завещано Игашевой М.К. Завещание было заверено нотариусом нотариальной конторы г. Чернушка Пермского края. Игашева М.К. не является родственником <ФИО>19. Он снимал комнату у Игашевой М.К., потом купил комнату в общежитии. В связи с ухудшением состояния здоровья ответчик Игашева М.К. заставила написать завещание в ее пользу на комнату по адресу: <адрес>. <ФИО>19. являлся пожилым человеком, болело раком четвертой стадии, в последний год жизни его состояние ухудшилось. Его поведение свидетельствовало о том, что он не понимает значение своих действий и не может руководить ими. Истцы считают, что в момент совершения завещания на имя Игашевой М.К. <ФИО>19. не был полностью дееспособным, а если и был дееспособным, то находился в момент совершения завещания в таком состоянии, когда не был способен понима...
Показать ещё...ть значения своих действий или руководить ими. Таким образом, указанное завещание является недействительным, так как совершено с нарушениями требований действующего законодательства. Истцы считают, что оспариваемым завещанием нарушены их права и законные интересы как наследников. Истцы просят суд признать недействительным завещание, составленное <ФИО>5 К.В. в пользу ответчика Игашевой М.К., удостоверенное нотариусом г. Чернушка Пермского края; признать за истцами Абдуллаевым Р.К., <ФИО>5 Р.К. право собственности на комнату в общежитии, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истцы Абдуллаев Рин.К., <ФИО>5 Раф.К. не явились извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств, не представили, представителя своего в суд не направили.
Ответчик Игашева М.К., ее представитель Воинова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что сыновья отказались от отца, до момента смерти <ФИО>19. был в своем уме. Истцы Абдуллаевы являются близкими родственниками умершего <ФИО>19., данный факт не оспаривается, но не является основанием для принятия наследства. Согласно свидетельства о смерти, местом принятия наследства является Чернушинский городской округ. К нотариусу обратилась Игашева М.К., истцы в течении 6 месяцев не обратились к нотариусу, они являются отпавшими наследниками. При составлении завещания <ФИО>19. подписала заявление и его дееспособность нотариусом была проверена и удостоверена. На 22.06.2022 у нотариуса не возникло сомнений в дееспособности <ФИО>19. Просят в заявленных исковых требованиях отказать.
Третье лицо нотариус Чернушинского нотариального округа Поповцева Е.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в суд представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, заслушав ответчика, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
На основании ст. 1115 ГК РФ, местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В соответствии со ст. 1118 ГК РФ, распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора. К наследственному договору применяются правила настоящего Кодекса о завещании, если иное не вытекает из существа наследственного договора. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания и заключение наследственного договора через представителя не допускаются.
Согласно ст. 1124 ГК РФ, завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 1125, статьей 1127 и пунктом 2 статьи 1128 настоящего Кодекса. Несоблюдение установленных настоящим Кодексом правил о письменной форме завещания и его удостоверении влечет за собой недействительность завещания.
В соответствии со ст.1131 ГК РФ, при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание). Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что комната по адресу: <адрес> на основании договора купли – продажи от 17.12.2018, заключенного между <ФИО>11 и <ФИО>5 К.В. принадлежала на праве собственности <ФИО>5 К.В. (л.д.39).
<ФИО>19. в зарегистрированном браке не состоял. Истцы Абдуллаев Рин.К., <ФИО>5 Раф.К. являются умершему родными сыновьями, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди. (л.д. 60-62)
<ДД.ММ.ГГГГ> <ФИО>19. составил завещание, которым завещал все свое имущество Игашевой М.К. (л.д. 38).
<ДД.ММ.ГГГГ> <ФИО>19. умер.
Завещание на момент смерти наследодателя <ФИО>19. не изменено и не отменено.
Нотариусом нотариальной палаты Чернушинского нотариального округа Поповцевой Е.С. на основании заявления Игашевой М.К. о принятии наследства, <ДД.ММ.ГГГГ> заведено наследственное дело <№>. Иные наследники за принятием наследства к нотариусу не обращались.
Согласно материалов наследственного дела, наследственное имущество заключается в комнате, находящейся по адресу: <адрес> (л.д.36-45).
Свидетель <ФИО>12 суду пояснила, что <ФИО>19. проживал у нее дней пять в июне 2022. <ФИО>19. сожительствовал с Игашевой М.К. три года. В разговорах <ФИО>19. постоянно говорил, что боится Игашеву М.К., она заставляла его переписать комнату на нее.
Свидетель <ФИО>13 суду пояснила, что <ФИО>19. был зарегистрирован у них на протяжении 12 лет. Потом три года снимал комнату у ответчика. С ответчиком прижили они пять лет. <ФИО>19. часто приезжал к ним. Рассказывал о состоянии здоровья и болезни, говорил что все оставит детям. Состояние у него было странное, говорил то одно, то другой, руки тряслись. Со слов матери ей известно, что <ФИО>14 приезжал на такси и забрал документы на комнату. На второй день после составления завещания его увезли в пансионат, а <ДД.ММ.ГГГГ> он умер.
Свидетель <ФИО>15 суду пояснила, что <ФИО>19. в мае месяце 2022 проживал у нее. Личные документы <ФИО>19. были у нее. В конце июня 2022 приехал забрал часть документов для оформления инвалидности. Документы на комнату попросил убрать. В июле 2022 <ФИО>19. приехал и забрал документы на комнату, сказав, что хочет отписать все детям. Не знал, как сказать Игашевой М.К., что хочет все завещать детям.
Свидетель <ФИО>16 суду пояснил, что <ФИО>19. является родственником его жены, сам он является муллой. <ФИО>19. в мае сообщил, что у него заболевание рак, в связи с чем, обратился к нему с просьбой провести его погребение после его смерти. При беседе <ФИО>19. был сильно потерян, в июне <ФИО>19. пропал, в июле разговаривал с ним по телефону 3 раза, потом ответчик сообщила, что он умер. Просьбу <ФИО>19. выполнил. Денежные средства на погребение ему передала Игашева М.К..
Суд критически относится к показаниям свидетелей, поскольку они не обладают специальными познаниями для определения наличия у человека психического заболевания, вследствие которого он не может понимать значение своих действий и руководить ими.
Согласно медицинской карты ГБУЗ ПК «<адрес> больница» <ФИО>19. и медицинских документов хранящихся в личном деле <ФИО>19. в ГБУ ПК «Чайковский ДИПИ – Ананьинский дом интернат для престарелых и инвалидов» у наследодателя <ФИО>19. отсутствовали психические заболевания.
Кроме того, в материалах представлена справка комиссии врачей психиатров филиала «Чернушинский» ГБУЗ ПК «ККПБ» <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, согласно которой отсутствуют основания для постановки перед судом вопроса о признании гражданина <ФИО>19. недееспособным.
<ДД.ММ.ГГГГ> нотариус при удостоверении завещания не усомнилась в дееспособности <ФИО>19., о чем сделала отметку в завещании. (л.д.38)
Оценивая в совокупности пояснения сторон, их представителей, представленные письменные доказательства, пояснения свидетелей суд считает установленным, что у <ФИО>19. отсутствовало психическое заболевание, в следствии которого он не мог понимать значение своих действий и руководить ими.
Основания для признания завещания ничтожным, в соответствии с требованиями ст. 1118, 1124, 1131 ГК РФ, судом не установлены.
Разрешая требования истцов о признании завещания, их отца, <ФИО>19. от 22.07.2022, суд принимает во внимание положения ст. 1131 ГК РФ, в соответствии с которым завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Суд исходит из того, что сам по себе факт кровного родства сыновей с отцом не свидетельствует о принятии наследства после смерти родственника, поскольку законодатель признает право за наследником, только при совершении юридически значимых действий по принятию наследства одним из предусмотренных способов: либо путем подачи заявления нотариусу о принятии наследства, либо фактическое принятие наследства в течение шести месяцев с момента открытия наследства. В случае пропуска срока для принятия наследства по уважительным причинам наследник вправе требовать его восстановления в судебном порядке.
Фактическое принятие наследства подтверждается такими действиями наследника, из которых усматривается, что наследник не отказывается от наследства, а выражает волю приобрести его. Поскольку приведенный в статье 1153 ГК РФ перечень действий носит общий характер, не является исчерпывающим, оценка конкретных действий, совершенных наследником, с точки зрения, можно ли их считать действиями, свидетельствующими о фактическом принятии наследником наследства, принадлежит суду.
Действия по фактическому принятию наследства могут быть совершены как самим наследником, так и иными лицами по его поручению, при этом из характера таких действий должно вытекать, что именно наследник намерен принять наследство.
Как разъяснено в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Однако указанных обстоятельств судом не установлено.
Истцами Абдуллаевыми не доказано принятие наследства после смерти отца ни одним из предусмотренных законом способов, вследствие чего они не признаются судом лицами, охраняемые законом интересы которых могут быть восстановлены путем признания завещания недействительным.
На основании установленных судом обстоятельств по делу исковые требования о признании недействительным завещания и производные требования о признании за истцами права собственности на наследственное имущество удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Абдуллаева Рафаэля Каюмовича, Абдуллаева Рината Каюмовича к Игашевой Марине Константиновне о признании завещания недействительным, признании права собственности в порядке наследования, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения 29.03.2023.
Судья подпись О.А. Мень
Свернуть