Абулгартаева Гульзаря Харипуллаевна
Дело 2-130/2023 ~ М-58/2023
В отношении Абулгартаевой Г.Х. рассматривалось судебное дело № 2-130/2023 ~ М-58/2023, которое относится к категории "Иски, связанные с возмещением ущерба" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Наримановском районном суде Астраханской области в Астраханской области РФ судьей Мухамбеталиевой Л.К. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Иски, связанные с возмещением ущерба", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Абулгартаевой Г.Х. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 9 марта 2023 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Абулгартаевой Г.Х., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с личным страхованием (кроме социальных споров)
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- ИНН:
- 7736035485
- ОГРН:
- 1027739820921
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
№2-130/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2023 г. г. Астрахань
Наримановский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Мухамбеталиевой Л.К.,
при секретаре Сафаралиевой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» к Абулгартаеву Б.Б., Абулгартаевой Г.Х., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, об освобождении страховщика от обязательства по осуществлению страховой выплаты,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее также - АО «СОГАЗ», страховая компания) обратилось в суд с иском Абулгартаеву Б.Б., Абулгартаевой Г.Х., действующей за себя в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, об освобождении страховщика от обязательства по осуществлению страховой выплаты, указав, что ответчики обратились к истцу с заявлением о выплате страховой суммы как выгодоприобретатели в связи со смертью ФИО6, проходившего службу в органах исполнения наказания. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер в результате дорожно-транспортного происшествия, находясь в состоянии алкогольного опьянения. ФИО6 являлся застрахованным лицом по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск принудительного исполнения Российской Федерации. Истец полагает, что смерть ФИО6 находится в прямой причинной следственной связи с алкогольным опьянение...
Показать ещё...м, что является основанием от освобождения страховой компании от страховой выплаты, в связи с чем просит суд установить прямую причинную связь между наступлением смерти ФИО6 и нахождением его в состоянии алкогольного опьянения, освободить истца от выплаты страховой суммы ответчикам.
В судебном заседании представитель АО «СОГАЗ» Живолуп О.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Абулгартаева Г.Х., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, в судебном заседании исковые требования не признала.
Ответчик Абулгартаев Б.Б. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежаще.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации".
В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ установлено, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с данным федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, родители (усыновители) застрахованного лица.
В статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, в числе которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию.
Так, страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:
наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица (абзац третий пункта 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ);
является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.
Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается выгодоприобретателю и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ для осуществления выплаты страховой суммы (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).
Из приведенного выше правового регулирования следует, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья служащих в органах исполнения наказания и приравненных к ним лиц установлено в целях защиты их социальных интересов, а в случае их гибели (смерти) - интересов иных выгодоприобретателей и является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью служащих в органах исполнения наказания и приравненных к ним лиц при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся служащим в органах исполнения наказания и приравненным к ним лицам, а в случае их гибели (смерти) иным выгодоприобретателям, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванный компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. При этом страховые организации (страховщики), с которыми Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации на соответствующий период заключает договоры государственного страхования жизни и здоровья служащих в органах исполнения наказания и приравненных к ним лиц, принимают на себя обязательство по выплате застрахованным лицам или другим выгодоприобретателям установленных законом страховых сумм.
Возникновение у выгодоприобретателя права на получение страховых сумм закон ставит в зависимость от наступления страхового случая, а обязанность страховщика выплатить страховые суммы - в зависимость от получения им предусмотренных законом документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, в том числе документов, подтверждающих наступление страхового случая. Закон закрепляет исчерпывающий перечень оснований освобождения страховщика от выплаты страховой суммы. В частности, страховщик вправе отказать выгодоприобретателю в выплате страховой суммы, если страховой случай находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица, то есть при наличии вступившего в законную силу решения суда, которым установлено это обстоятельство.
Согласно п. 14 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) страховщик не вправе отказать выгодоприобретателю в выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих по основанию, предусмотренному абзацем третьим п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, при отсутствии вступившего в законную силу решения суда о том, что страховой случай находится в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что между Федеральной службой исполнения наказания России и страховой организацией АО «СОГАЗ» заключен государственный контракт N20WS009 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ. В рамках данного государственного контракта АО "СОГАЗ" несет ответственность по страховым случаям, произошедшим в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
На основании пункта 9 государственного контракта, страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования является в том числе гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Предусмотренный государственным контрактом перечень страховых случаев установлен в соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ.
Судом установлено, что Абулгартаев Б.Б. приходится отцом ФИО6 Абулгартаева Г.Х. приходится ему супругой, ФИО3 и ФИО2 – сыновьями.
Как следует из материалов дела ФИО6 состоял в должности инспектора отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 05 минут в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес> от оперативного дежурного ОМВД России по <адрес> поступило сообщение, что обнаружен перевернутый автомобиль, рядом с которым обнаружен ФИО6, который госпитализирован в ГБУЗ АО «Городская клиническая больница№ им. ФИО8» с предварительным диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма, ушиб и рваные раны лица, травматический шок 1-2 степени».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер.
Заключением военно-врачебной комиссии филиала «ВВК» ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России установлено, что увечье ФИО6 получено в период прохождения военной службы.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ № судебно-медицинского исследования трупа смерть ФИО6 наступила от отека головного мозга, развившегося вследствие закрытой черепно-мозговой травмы с кровоизлиянием в вещество мозга (наружной и базальной поверхности правой лобных и височных долей), с кровоизлиянием под мягкой оболочкой мозга (по всем поверхностям полушарий и на задней поверхности мозжечка), с кровоизлиянием над твёрдой оболочкой мозга (в проекции перелома затылочной кости, с линейным переломом затылочной кости слева, с кровоизлияниями в мягких тканях головы, с ушиблено-рваным ранами, кровоподтеками и ссадинами головы.
При химико-токсикологическом исследовании крови обнаружен этиловый спирт в концентрации в крови 2 г/л, в моче 3,1 г/л.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что доводы истца и указание как на непосредственную причину смерти, не исключает возможности установления причинно-следственной связи произошедшего события с алкогольным опьянением на основании совокупной оценки доказательств, подлежит отклонению ввиду следующего.
Вопрос о наличии причинной связи является правовым и подлежит разрешению судом на основе анализа установленных обстоятельств по делу, оценки представленных сторонами доказательств.
При этом причинная связь предполагает безусловное существование обстоятельства, возникшего вследствие определенных действий (бездействия), и обусловленность события исключительно данным обстоятельством.
В том случае, если заявленное исковой или ответной стороной в качестве причины обстоятельство, таковым не является и имеет в произошедшем событии косвенное значение, то причинная связь не может быть признана наступившей.
При наличии прямой причинной связи события (страхового случая) с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением обязанность по выплате страхового возмещения на страховщика по обязательному государственному страхованию возложена быть не может.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение приведенной правовой нормы истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих нахождение смерти ФИО6 в прямой причинной связи с состоянием алкогольного опьянения, при том, что согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ по данному спору подлежит установлению наличие именно прямой причинной связи.
Как установлено судом, причинно-следственная связь между алкогольным опьянением ФИО6 и наступлением его смерти не подтверждается материалами дела, а напротив, опровергается заключением эксперта о том, что смерть наступила от отека головного мозга, развившегося вследствие закрытой черепно-мозговой травмы с кровоизлиянием в вещество мозга (наружной и базальной поверхности правой лобных и височных долей), с кровоизлиянием под мягкой оболочкой мозга (по всем поверхностям полушарий и на задней поверхности мозжечка), с кровоизлиянием над твёрдой оболочкой мозга (в проекции перелома затылочной кости, с линейным переломом затылочной кости слева, с кровоизлияниями в мягких тканях головы, с ушиблено-рваным ранами, кровоподтеками и ссадинами головы.
Этиловый спирт обнаружен при химико-токсикологическом исследовании крови и мочи ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ в период с 11-15 до 11-55, то есть к причине смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, отношения не имеет.
Постановлением следователя СО ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.
Нахождение в состоянии алкогольного опьянения, легкомысленное отношение к управлению транспортным средством, необходимость принятия во внимание законодательных мер о повышении безопасности дорожного движения в рассматриваемом случае сами по себе не свидетельствуют о том, что решение об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения находится в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями - дорожно-транспортным происшествием и смертью ФИО6 в результате полученных в дорожно-транспортном происшествии травм, как на то указывает истец. Приводимое инициатором судебного разбирательства правовое обоснование заявленных требований, как и доводы апелляционной жалобы, носят неопределенный (предположительный) характер и такого рода связи между указываемым событием и его последствиями не устанавливает.
Схожая правовая позиция отражена в определениях Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ввиду изложенного доводы истца о нахождении страхового случая (смерти ФИО6) в прямой причинной связи с алкогольным опьянением застрахованного лица и наличии у АО «СОГАЗ» основания, предусмотренного абзацем третьим пункта 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (нахождение страхового случая в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица), для освобождения от выплаты ФИО9 страховой суммы в связи со смертью ФИО6 нельзя признать основанными на законе как противоречащие нормам материального права, в их удовлетворении надлежит отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» к Абулгартаеву Б.Б., Абулгартаевой Г.Х., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, об освобождении страховщика от обязательства по осуществлению страховой выплаты оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение.
Судья Мухамбеталиева Л.К.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Мухамбеталиева Л.К.
Свернуть