Акаев Магомед Рахматулович
Дело 2-504/2023 ~ М-388/2023
В отношении Акаева М.Р. рассматривалось судебное дело № 2-504/2023 ~ М-388/2023, которое относится к категории "Иски, связанные с возмещением ущерба" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Эхирите-Булагатском районном суд Иркутской области в Иркутской области РФ судьей Желтухиной Е.Ю. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Иски, связанные с возмещением ущерба", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Акаева М.Р. Судебный процесс проходил с участием третьего лица, а окончательное решение было вынесено 25 июля 2023 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Акаевым М.Р., вы можете найти подробности на Trustperson.
О компенсации морального вреда, в связи с причинением вреда жизни и здоровью
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
УИД:85RS0006-01-2023-000505-36
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июля 2023 год п.Усть-Ордынский
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Желтухиной Е.Ю., при секретаре Филипповой О.П., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Дедик Е.Р., законного представителя несовершеннолетнего Акаева М.Р., представителя ответчика по доверенности Мандранова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-504/2023 по иску и.о. прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах несовершеннолетнего Акаева Тимура Магомедовича к администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» о компенсации морального вреда,
установил:
и.о. прокурора Эхирит-Булагатского района, действуя в интересах несовершеннолетнего Акаева Т.М., в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации МО «Эхирит-Булагатский район», указав в обоснование заявленных требований следующее.
Прокуратурой района рассмотрено обращение Акаева М.Р. о компенсации морального вреда и взыскании материального вреда в связи с получением телесных повреждений его несовершеннолетним сыном Акаевым Т.М., ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес>, что ДД.ММ.ГГГГ около 17 часов 00 минут вблизи дома, расположенного по адресу: <адрес> несовершеннолетнегоАкаева Т.М. укусила безнадзорная собака, в результате чего ему причинена травма в виде укушенной раны правого предплечья. Акаев Т.М. в тот же день был доставлен в приемный покой ОГБУЗ «Областная больница №2» в п. Усть-Ордынский, где ему оказана первая медицинская помощь. Согласно медицинской справке ОГБУЗ «Областная больница №2» от 10.04.2021 г. Акаеву Т.М. поставлен диагноз: укушенная рана правого предплечья слева. Согласно объяснениям и сведениям, изложенным в заявлении отца ребенка, Акаев Т.М. испытал сильную боль, получил психологическую травму, долгое время находился в стрессовом состоянии, до сих пор боится собак, при виде собак замирает, пугается, в первое время ...
Показать ещё...после случившегося плохо спал по ночам. Указанное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответственными должностными лицами администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» возложенных на них обязанностей. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. ст. 1064, 1099, 1101, 151 Гражданского кодекса РФ и ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор просит суд взыскать с администрации МО «Эхирит-Булагатский район» в пользу Акаева Т.М. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании прокурор Дедик Е.Р. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Законный представитель несовершеннолетнего Акаева Т.М. - Акаев М.Р., поддержав исковые требования прокурора, пояснил суду, что, когда они находились с семьей у родителей, его сына, находившегося за оградой, с другими детьми, возле ворот дома укусила безнадзорная собака черного окраса. Племянник, такого же возраста как сын, который в это время был рядом, отбил велосипедом собаку от сына. Данная собака была не одна, в стае, она никому из соседей не принадлежит. Всех соседских собак они знают. В последующем по рекомендации врача он наблюдал за собакой, эта собака постоянно бегала в стае, видел её возле мусорных контейнеров, у карьера.
Представитель ответчика – администрации МО «Эхирит-Булагатский район» Мандранов М.М. иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых ссылается на недоказанность причинения вреда здоровью несовершеннолетнего по вине администрации МО «Эхирит-Булагатский», отсутствие доказательств, подтверждающих, что собака, покусавшая несовершеннолетнего, является безнадзорной. Также указывает, что администрацией в рамках реализации указанных государственных полномочий и освоения выделенных финансовых средств, были заключены в 2021 году договоры и муниципальные контракты на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории района. Все вышеуказанные договоры, контракты исполнены. В адрес администрации МО «Эхирит-Булагатский район» не поступало сообщений о нахождении безнадзорных собак вблизи <адрес>. Доводы Истца о непринятии должных мер по отлову животных без владельцев не доказаны.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" (ст. ст. 1064 - 1101) и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В судебном заседании установлено, что 10.04.2021 по <адрес> несовершеннолетнего Акаева Т.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., укусила собака, в результате чего ему были причинены телесные повреждения в виде укушенной раны правого предплечья слева.
Указанные обстоятельства подтверждаются вышеизложенными пояснениями законного представителя, его письменными объяснениями и объяснениями несовершеннолетнего Акаева Т.М., медицинской справкой и амбулаторной картой медицинского учреждения ОГБУЗ «Областная больница №2».
Так, из письменных объяснений Акаева Т.М. следует, что 10.04.2021 он был со своими родителями у бабушки с дедушкой в <адрес>, с Д. и Р.. вышел за ограду поиграть. Они были на велосипедах, он без велосипеда. Они побежали на перегонки, возле дома находится столб, возле столба была собака черная, большая, без ошейника, она была не одна. Когда он пробегал мимо столба, собака подбежала и укусила его за руку. Рядом был Д. и он отогнал собаку велосипедом. Он почувствовал боль, испугался. Они сразу забежали в ограду к родителям. Потом они с папой поехали в больницу. Там ему промыли рану, сделали перевязку, поставили укол, потом еще ходил в больницув среду, субботу и понедельник на уколы. После этого он боялся собак.
Из письменных объяснений законного представителя Акаева М.Р. следует, что 10.04.2021 он находился со своей семьей в гостях у родителей по адресу: <адрес>. В дневное время около 17:00 час. сын Тимур с племянником Д., соседской девочкой Р.. вышел за ограду, они находились возле ворот дома. Он был во дворе дома, услышал крики, после чего дети зашли во двор, Тимур плакал, был напуган, дети пояснили, что подбежала большая черная собака, без ошейника, собака была не одна, в стае. Она схватила Тимура за руку, начала трепать, племянник Д. велосипедом отбил собаку. Они сразу же обратились в приемный покой больницы №2, врач осмотрел рану, промыли рану, сделали перевязку, поставили прививку, после ходили в хирургический кабинет на перевязки, также поставили еще две прививки. Также врач сказал наблюдать за собакой, не принимать к ней мер, следить за её поведением в течение 2-х недель, с этой целью он каждый день проезжал мимо родительского дома, мимо мусорных контейнеров, мимо карьера, видел данную собаку то там, то там. В том районе постоянно бегают бродячие собаки. В полицию по данному поводу они не обращались.
Согласно медицинской справке ОГБУЗ «Областная больница №2» амбулаторной карты Акаев Т.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обращался в приемное отделение ОГБУЗ «Областная больница №2» 10.04.2021 г. в 17:35, диагноз: укушенная рана правого предплечья слева, назначен КАКАВ. Жалобы при поступлении укусила неизвестная собака.
Из заявления отца ребенка – Акаева М.Р. на имя прокурора района следует, что в результате укуса собаки его ребенок получил психологическую травму, сильно испугался, долгое время находился в стрессовом состоянии, до сих пор боится собак, при виде собак замирает, пугается. Моральный вред, причиненный его сыну оценивает в 50 000 руб.
Обсуждая доводы ответчика о том, что истцом не доказан факт того, что укусившая несовершеннолетнюю собака являлась безнадзорной, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено понятие животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен, а также установлены полномочия федеральных органов власти, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными.
В частности, ст. 7 указанного закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (ч.3 ст.7).
В соответствии с Законом Иркутской области от 09.12.2013 N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 27.11.2013 N 4/18-ЗС) (вместе с "Порядком определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления отдельных областных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев") органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев в границах населенных пунктов Иркутской области. (ст.2)
Исходя из способа расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных областных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев, к полномочиям органов местного самоуправления отнесены: отлов собак и кошек без владельцев, транспортировка собак и кошек без владельцев в приют для животных, содержание собак и кошек без владельцев, транспортировка собак и кошек без владельцев в целях возврата на прежние места их обитания.
Мероприятия по отлову безнадзорных животных относятся не только к мерам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, осуществление которых, отнесено к вопросам местного значения (п. 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу приведенных положений правовых норм законодатель понятие безнадзорности животного связывает с отсутствием сведений о его собственнике.
Кроме того, как следует из указанных выше правовых норм, безнадзорным животным является не только то животное, у которого нет собственника, но и такое, собственник которого неизвестен (не установлен).
Из пояснений Акаева М.Р. – отца Акаева Т.М., а также объяснений несовершеннолетнего Акаева Т.М. следует, что собака, укусившая Акаева Т.М. бегала безнадзорно, была не одна, в стае, без ошейника, никому не принадлежит.
Вышеприведенными нормативно-правовыми актами обязанность по отлову животных без владельцев на территории МО «Эхирит-Булагатский район» возложена на органы местного самоуправления в лице администрации МО «Эхирит-Булагатский район».
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответственность за вред, причиненный несовершеннолетнему Акаеву Т.М. в результате укуса безнадзорной собаки, несет администрация МО «Эхирит-Булагатский район», поскольку полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории МО «Эхирит-Булагатский район» возложены на орган местного самоуправления района. Ответчиком обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории муниципального образования, в должной мере не исполнялась, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО «Эхирит-Булагатский район» и нападением 10.04.2021 на Акаева Т.М. безнадзорной собаки.
Представленные суду стороной ответчика муниципальные контракты на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования «Эхирит-Булагатский район», не свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиком полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками без владельцев, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, и не подтверждают необходимость освобождения органа местного самоуправления от ответственности.
Доводы о непоступлении сообщений граждан о нахождении безнадзорных собак вблизи дома по <адрес>, не опровергают вышеизложенных обстоятельств и не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по надлежащей организации мероприятий по обращению с такими животными.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации МО «Эхирит-Булагатский район» в причинении вреда материальному истцу, в силу ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Факт нападения собаки, не имеющей владельца и являющейся безнадзорным животным, не опровергнут, тогда как именно на ответчике как органе местного самоуправления, на которого возложены соответствующие государственные полномочия, лежит бремя доказывания того, что бродячая собака имеет владельца, либо иное лицо, обязанное ее содержать.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация района несет ответственность только в пределах лимитов бюджетного финансирования государственных полномочий, судом отклоняются в силу следующего.
В соответствии с требованиями ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17.06.2004 N 12-П, само по себе возмещение вреда здоровью потерпевшему не может быть поставлено в зависимость от размера финансирования, предоставленного администрации МО «Эхирит-Булагатский район», поскольку действие законов и иных норм права, а также обязанности органов публичной власти не могут быть обусловлены недостаточностью финансовых ресурсов у субъекта права.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
При определении размера денежной компенсации морального вреда, судом принимаются во внимание фактические обстоятельства дела, при которых несовершеннолетнему Акаеву Т.М. причинены физические и нравственные страдания, характер причиненных физических и нравственных страданий, которые были перенесены непосредственно в момент укуса собакой, а также последующим его психическим состоянием, необходимостью обращения в медицинское учреждение, а также индивидуальные особенности истца (возраст, состояние здоровья), степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца сумму компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, в связи с чем приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере, исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, суд не находит.
Компенсация морального вреда подлежит взысканию в пользу несовершеннолетнего Акаева Т.М. в лице его законного представителя Акаева М.Р.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Эхирит-Булагатского района удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» (ИНН 8506003466) в пользу несовершеннолетнего Акаева Тимура Магомедовича в лице его законного представителя Акаева Магомеда Рахматуловича (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Эхирит-Булагатский районный суд.
Судья Е.Ю. Желтухина
Мотивированное решение составлено 01.08.2023.
Свернуть