Чехонин Игорь Михайлович
Дело 2-260/2021 ~ М-222/2021
В отношении Чехонина И.М. рассматривалось судебное дело № 2-260/2021 ~ М-222/2021, которое относится к категории "Прочие исковые дела" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Обливском районном суде Ростовской области в Ростовской области РФ судьей Устиновой С.Г. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Прочие исковые дела", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Чехонина И.М. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 3 августа 2021 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Чехониным И.М., вы можете найти подробности на Trustperson.
прочие (прочие исковые дела)
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело № 2-260/2021
УИД: 61RS0046-01-2021-000442-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2021 года ст. Обливская Ростовской области
Обливский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Устиновой С.Г. единолично,
с участием представителя истца Чехонина М.И., действующего на основании доверенности от 19.07.2021 года, удостоверенной временно исполняющей обязанности нотариуса города Волгограда и зарегистрированной в реестре №,
при секретаре судебного заседания Шадриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чехонина И.М. к Администрации Обливского района Ростовской области о признании права собственности на складское помещение,
УСТАНОВИЛ
Чехонин И.М. обратился в суд с названным иском, указав в нем, что в 20.06.1996 года между Обливской межхозяйственной передвижной механизированной колонной в лице директора Обухова В.Е. и ним был заключен договор купли-продажи имущества в виде складского помещения по адресу: <адрес>. стоимость имущества составила 22 000 000 неденоминированных рублей. Согласно договору, имущество состояло из: складского помещенич неоконченного строительства размером 30х20 метров, площадью 600 кв. м, бетона ФБС в количестве 12 шт., плит ЖБИ заборных в количестве 17 шт. В подтверждение передачи денежных средств ему была выдана квитанция к приходному кассовому ордеру № на 22 000 000 рублей. Договор купли-продажи в Росреестре не регистрировался, так как закон о государственной регистрации недвижимости и сделок с ним был принят позже. С 1996 года он непрерывно владеет имуществом как своим, каких-либо претензий по факту владения им складским помещением ему никто не предъявлял: ни сама организация – продавец, ликвидированная по решению суда в 2006 году, ни администрация Обливского района Ростовской области, являющаяся правообладателем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на котором находится спорное складское помещение. Согласно техническому паспорту на складское ...
Показать ещё...помещение, обследованное 25.05.2021 года, его общая площадь составляет 665,7 кв. м, высота – 3,72 м, объем – 2047 куб. м. В настоящее время возникла необходимость в регистрации права собственности и на складское помещение, но никаких правоустанавливающих документов на него, кроме договора купли-продажи от 20.06.1996 года, квитанции по приобретению складского помещения и технического паспорта на здание от 27.05.2021 года, нет. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать за ним право собственности на здание склада (приемный пункт <адрес>), общей площадью 665,7 кв. м, инвентарный №, реестровый ОТИ №, расположенное по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец Чехонин И.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об извещении с помощью СМС-сообщения (л.д. 56), подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 60).
Представитель истца Чехонин И.М. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик Администрация Обливского района Ростовской области о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом (л.д. 55), сведений об уважительности причин неявки представителя суду не представлено.
Представитель третьего лица, при обстоятельствах надлежащего извещения о времени и месте слушания дела (л.д. 57), Управления Росреестра по Ростовской области в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.
При установленных обстоятельствах надлежащего извещения участвующих в деле лиц суд рассмотрел дело в их отсутствие в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, оценив все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 164 (пункт 1) ГК РФ установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 данного Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу совокупности ст.ст. 549, 550 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 130). Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст. 554 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
20.06.1996 года директор МПМК Обухов В.Е. – продавец и Чехонин И.М. – покупатель заключили договор купли-продажи имущества (л.д. 28), по условиям которого, продавец обязался передать покупателю имущество, которое покупатель обязался оплатить; состав имущество стороны договора определили в виде: складского помещения, неоконченного строительством, размером 30х20 метров, площадью 600 кв. м; блоков ФБС в количестве 12 шт.; плит ЖБИ заборных в количестве 17 шт. Стоимость передаваемого имущества стороны оценили в 22 000 000 рублей, которые, как следует из текста договора, переданы покупателем продавцу. Факт уплаты по договору купли-продажи имущества от 20.06.1996 года в сумме 22 000 000 рублей подтверждается также копией квитанции к приходному кассовому ордеру № от 20.06.1996 года (л.д. 29).
Наряду с этим, каких-либо данных о наличии у Обливской межхозяйственной передвижной механизированной колонны правомочий собственника в отношении отчуждаемого на основании договора от 20.06.1996 года имущества, материалы дела не содержат.
Согласно уведомлению Росреестра от 22.07.2021 года, в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – здании, расположенном по адресу: <адрес> инвентарный № (л.д. 61).
Согласно данным технического паспорта на здание склада, инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 41-47), правообладатель объекта неизвестен, правоустанавливающие документы не предъявлены.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (пункт 1).
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (пункт 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из абз. 1 п. 19 этого же постановления следует, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, основополагающим условием для приобретения права собственности на имущество в порядке приобретательной давности является установление судом добросовестности владения, которое фактически обусловливает и иные его условия - открытость и владение имуществом как своим собственным в течение длительного времени.
Приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь. Причины, по которым сложилась такая ситуация, когда лицо длительно владеет имуществом как своим, на которое у него отсутствуют права, сами по себе значения не имеют при условии добросовестности давностного владельца, открытости и непрерывности такого владения. Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности предполагают, что титульный собственник либо иное лицо, к которому имущество должно перейти, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.
Как разъяснено в п. 16 вышеназванного совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений ст. 236 ГК РФ, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности, или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Как было отмечено выше, не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу.
В таких случаях, в соответствии со ст. 234 ГК РФ, давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, а в соответствии с п. 4 ст. 234 ГК РФ - если к тому же прошел и срок исковой давности для ее истребования.
В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Иной подход ограничивал бы применение положений ст. 234 ГК РФ к недвижимому имуществу только случаями его самовольного завладения и побуждал бы давностного владельца к сокрытию непротивоправного по своему содержанию соглашения с собственником, что, в свою очередь, противоречило бы требованию закона о добросовестности участников гражданских правоотношений (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий. Таких ограничений не содержит и ст. 234 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу указанных положений закона при наличии одновременно нескольких предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности или нескольких способов защиты гражданских прав гражданин или юридическое лицо вправе по своему усмотрению выбрать любое из них.
Иное означало бы не предусмотренное законом ограничение гражданских прав.
Обращаясь в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности, Чехонин И.М. указал, что его владение спорным складским помещением началось в 1996 году, являлось добросовестным, осуществлялось открыто, как своим собственным, никакое иное лицо в течение всего его владения не предъявляло своих прав на данное строение и не проявляло к нему интереса как к своему собственному.
Ответчиком не представлено доказательств тому, что имущество находилось в распоряжении истца на договорных отношениях, либо незаконно было им занято, в нарушение его прав.
Таким образом, суд на основании исследованных доказательств приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о признании права собственности на указанный объект недвижимого имущества и их удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 209 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования Чехонина И.М. к Администрации Обливского района Ростовской области о признании права собственности на складское помещение удовлетворить.
Признать за Чехониным И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на здание склада общей площадью 665,7 кв. м, инвентарный №, расположенное по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 09 августа 2021 года.
Свернуть