Чемакин Алексей Дмитриевич
Дело 2-82/2012 ~ М-55/2012
В отношении Чемакина А.Д. рассматривалось судебное дело № 2-82/2012 ~ М-55/2012, которое относится к категории "Споры, возникающие из трудовых отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Пинежском районном суде Архангельской области в Архангельской области РФ судьей Першиной Е.А. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из трудовых отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Чемакина А.Д. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 29 марта 2012 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Чемакиным А.Д., вы можете найти подробности на Trustperson.
Трудовые споры (независимо от форм собственности работодателя): →
Дела об оплате труда →
о взыскании невыплаченной заработной платы, других выплат ( и компенсации за задержку их выплаты)
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
дело 2-82/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Карпогоры 29 марта 2012 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Першиной Е.А., при секретаре судебного заседания Сквозняковой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чемакина А.Д. к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Чемакин А.Д. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, обосновав свое требование тем, что он работал в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по профессии <....>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <....> ИК-19. Работа сдельно-премиальная, выполнялась по наряд-заданиям, которые выдавались на месяц. С ГГГГ при выполнении наряд-задания получал премию. С ММГГГГ, независимо от выполнения наряд-задания премия ему не выплачивалась, в отличие от работавших с ним в бригаде осужденных, которые премию получали регулярно. Дисциплинарным взысканиям не подвергался, в связи с чем считает, что необоснованно был лишен премии. Вследствие чего считает, что подвергся дискриминации, поскольку осужденные, работавшие с ним в одном цеху такое же количество вре...
Показать ещё...мени, премию получали. В результате действий ответчика понес нравственные страдания, был вынужден уволиться, в связи с чем просит взыскать компенсацию морального вреда в размере <....>.
В судебном заседании Чемакин А.Д. иск поддержал в полном объеме, пояснив, что до ММГГГГ регулярно получал премию за выполнение месячного наряд-задания. В ММГГГГ его ознакомили с новым положением о премировании, из которого он понял, что будет выплачиваться дополнительная премия за выполнение общего плана по выпуску товаров. Однако с ММГГГГ выплата премии прекратилась. Премию получил два раза, когда был выполнен план. Наряд-задания бригадой, в которой он работал, всегда выполнялись, всем осужденным выплачивалась премия, а ему - нет, в связи с чем осужденные смеялись над ним.
Представитель ответчика - старший юрисконсульт ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области Ч.З. исковые требования не признал, пояснив, что премия является стимулирующей выплатой, определение условий, порядка выплаты и размера которой - прерогатива работодателя. Приказом ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №*** утверждены положения о премировании рабочих из числа осужденных и гражданского персонала, согласно приложениям №*** и №*** к приказу. В соответствии с указанными положениями премия осужденным выплачивается при выполнении наряд-задания бригадой, премирование же гражданского персонала зависит от выполнения номенклатурного плана выпуска товаров, утвержденного УФСИН России по Архангельской области. Чемакин А.Д. с данным положением о премировании был ознакомлен. Дискриминации в оплате труда он не подвергался, поскольку заработная плата осужденных с учетом премий значительно ниже заработной платы, полученной Чемакиным А. Д.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно статье 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Чемакин А.Д. с ДД.ММ.ГГГГ работал в Федеральном государственном учреждении «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** УФСИН России по Архангельской области» в должности <....>. С ним заключен трудовой договор, согласно которому ему установлен <....> разряд, система оплаты труда - сдельная. Размер и условия выплаты премии трудовым договором не определен (л.д. 5).
Приказом Федерального бюджетного учреждения «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №*** УФСИН России по Архангельской области» от ДД.ММ.ГГГГ №***-лс Чемакин А.Д. переведен на должность <....> ИК-19 со сдельной оплатой труда, разряд <....> (л.д. 6).
Приказом Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1 УФСИН России по Архангельской области» от ДД.ММ.ГГГГ №***-лс Чемакин А.Д. уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию (л.д. 13).
Согласно наряд-заданиям в октябре и декабре 2011 года Чемакин А.Д. выполнял работы по лесопилению в составе бригады №*** на механизме ЦДС-1100. Планы были выполнены, всем осужденным, работавшим в составе бригады, выплачена премия (в октябре -21%, в декабре - 57%), Чемакину А.Д. премия не выплачивалась (л.д. 7, 9).
Основные права и обязанности работника определены в статье 21 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник имеет право, в частности, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.
Основные права и обязанности работодателя определены статьей 22 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (Статья 135 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
На основании статьи 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Пунктом 5 Положения "Об установлении систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных и казенных учреждений", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 583 от 5 августа 2008 г. предусмотрено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Из содержания ст. 129 Трудового кодекса РФ следует, что премия является выплатой стимулирующего характера.
В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, в том числе премии, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих выплат, а также их размера - прерогатива работодателя, что, в частности, нашло отражение в ст. 135 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами работодателем - Федеральным казенным учреждением «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1 УФСИН России по Архангельской области» издан локальный нормативный акт - Приказ от 19 апреля 2011 года № 18, которым утверждены Положения о премировании рабочих из числа осужденных и гражданского персонала (л.д. 12).
Согласно Положению о премировании рабочих из числа осужденных, введенному в действие с 1 апреля 2011 года, в целях материальной заинтересованности указанных рабочих и увеличения объемов выполняемых работ, за выполнение норм выработки по лесопилению выплачивается премия в размере 20% с увеличением размера премии на 1% за каждый процент перевыполнения норм выработки. Основанием для начисления премии являются акты выполненных работ и наряд-задания (л.д. 35).
Как следует из представленных наряд-заданий за октябрь и декабрь 2012 года, они были перевыполнены, в связи с чем рабочим из числа осужденных правомерно начислена премия.
Согласно Положению о премировании рабочих из числа гражданского персонала, в целях материальной заинтересованности и увеличения объемов лесопиления, установлен порядок премирования за выполнение особо важных задач в соответствии с номенклатурным планом по лесопилению. При выполнении плана разовая премия выплачивается каждому работнику, занятому в бригадах лесопиления, в следующих размерах: за 900 кбм - <....>, за 1000 кбм - <....>, за 1100 кбм - <....>, за 1200 кбм - <....>. (л.д. 11).
УФСИН России по Архангельской области 30 сентября 2011 года утвержден номенклатурный план выпуска пиломатериалов для ОУХД-1: в октябре - 1000 кбм, в декабре - 1100 кбм (л.д. 62).
Фактически выпущено пиломатериалов в октябре <....>, в декабре - <....> (л.д. 60, 61), следовательно, номенклатурный план не выполнен, что не оспаривалось Чемакиным А.Д.
При таких обстоятельствах оснований для выплаты премии гражданскому персоналу, в том числе, Чемакину А.Д., не имелось.
Довод Чемакина А.Д. о том, что различные положения о премировании гражданского персонала и осужденных являются дискриминацией в сфере труда, несостоятелен.
Согласно статье 2 Трудового кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Положения статьи 37 Конституции РФ и статьи 2 Трудового кодекса РФ о том, что труд свободен, каждый имеет право свободно соглашаться на труд, распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, распространяются на Чемакина Д.А. в отличие от осужденных, которые в силу ч. 1 ст. 103 УИК РФ обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Исходя из положений статей 22, 129, 191 Трудового кодекса РФ, поощрение работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, является правом работодателя, который создает тем самым дополнительный стимул к высокопроизводительному труду, что позволяет максимально эффективно использовать труд своих работников в целях ведения экономической деятельности. Определение условий, порядка выплаты стимулирующих выплат, а также их размера - прерогатива работодателя. При этом установленная для истца сдельная система оплаты труда также способствует стимулированию его заинтересованности в достижении высоких показателей.
Кроме того, размер вознаграждения за труд Чемакину А.Д. (заработная плата истца без премии) значительно превышает размер вознаграждения за труд осужденным (заработную плату с учетом начисленных премий) (л.д. 48-57).
Таким образом, в период работы трудовые права истца ответчиком нарушены не были, какого-либо ограничения трудовых прав истца по обстоятельствам, не связанным с его деловыми качествами, дискриминации в сфере труда со стороны ответчика в отношении истца допущено не было.
Учитывая изложенное в удовлетворении иска Чемакина А.Д. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска Чемакина А.Д. к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи жалобы через Пинежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 3 апреля 2012 года.
Судья Е.А. Першина
Решение вступило в законную силу 05.05.2012.
Свернуть