Коренюк Марина Евгеньевна
Дело 2-244/2019 ~ М-126/2019
В отношении Коренюка М.Е. рассматривалось судебное дело № 2-244/2019 ~ М-126/2019, которое относится к категории "Споры, связанные с наследственными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Тавдинском районном суде Свердловской области в Свердловской области РФ судьей Дубовской И.Н. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с наследственными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Коренюка М.Е. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 21 мая 2019 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Коренюком М.Е., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с наследованием имущества →
о восстановлении срока для принятия наследства, о принятии наследства, о признании права на наследственное имущество
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тавда 21 мая 2019 года
мотивированное решение от 24 мая 2019 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Дубовской И. Н., при секретаре Зимурковой Т.А.,
с участием истца Коренюк М.Е., ответчика Сурьяниновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-244(1)2019 по исковому заявлению Коренюк ФИО15 к Сурьяниновой ФИО16 о фактическом принятии наследства, и признании права собственности на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Тавдинский районный суд с исковым заявлением к ФИО7, в котором просит признать ФИО2 фактически принявшим наследство после смерти отца ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать истца фактически принявшей наследство после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и признать за истцом право собственности на наследственное имущество, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании истец ФИО11 заявила ходатайство об увеличении исковых требований, просит суд признать ФИО4 фактически принявшей наследство после смерти мужа ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, признать ФИО2 фактически принявшим наследство после смерти отца ФИО3 последовавшей ДД.ММ.ГГГГ и после смерти матери ФИО4 последовавшей ДД.ММ.ГГГГ; признать ФИО5 фактически принявшим наследство после смерти отца ФИО3 последовавшей ДД.ММ.ГГГГ; признать истца, ФИО1 фактически принявшей наследство после смерти дяди ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, и признать за истцом ФИО1 право собственности в порядке наследования по закону после смерти ...
Показать ещё...отца ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ и после смерти дяди ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Ответчик ФИО7 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, доводы истца подтвердила, суду пояснила, что не возражает об их удовлетворении, указала, что наследство после смерти своего отца ФИО5 она не принимала, на него не претендует, споров по разделу наследства с истцом не имеет, в суд за разрешением спора о наследовании после смерти ФИО5 обращаться не намерена.
Заслушав истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Абзацем вторым пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина. В силу ст. 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.(Аналогичные положения содержались в ст. 527 ГК РСФСР действующей на момент открытия наследства)
В соответствии с п. 1, 2 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ, ст. 532 ГК РСФСР действующей на момент открытия наследства, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В силу пункта 2 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п.2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Аналогичные положения содержались в ст. 546, ст. 547 ГК РСФСР действующих на момент открытия наследства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 34, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента; под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 1155 ГК РФ, по признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
В п. 1 ст. 1157 ГК РФ предусмотрено, что наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (ст. 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
Ответчик ФИО7 исковые требования признала, споров по разделу наследства между истцом и ответчиком наследником первой очереди после смерти ФИО5 не установлено.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес>, выдано повторное свидетельство о смерти № № ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению Тавдинского БТИ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № жилой дом, расположенный по <адрес> № в <адрес> зарегистрирован за ФИО6 на основании решения исполкома Тавдинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Тавдинском БТИ ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под №. Год постройки <адрес>, площадь дома на ДД.ММ.ГГГГ год – 28.8 кв.м., на 2019 год уточнение площади не производилась.
На основании постановления Администрации Тавдинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, была исправлена ошибка, допущенная в решении исполнительного комитета Тавдинского городского совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № при написании отчества собственника жилого дома по <адрес> в <адрес>, слова «ФИО6» заменены словами «ФИО3».
При жизни наследодатель ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ составил завещание, согласно которому ФИО3 завещал в равных долях принадлежащий ему жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, жене ФИО4, сыновьям: ФИО2 и ФИО5. Согласно сообщения нотариуса ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ №, составленное ФИО3 завещание не изменялось и не отменялось.
По сообщению нотариусов нотариального округа <адрес> и <адрес> ФИО13, ФИО12, после смерти ФИО3 наследственных дел не заводилось.
Наследниками ФИО3, как по закону, так и по завещанию в равных долях являлись: жена ФИО4, сыновья: ФИО2 и ФИО5, родство между ними установлено на основании письменных доказательств.
Из пояснений истца ФИО1 следует, что её дед ФИО3 на момент своей смерти состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, документального подтверждения нет, так как домовая книга утеряна. На основании ч. 1 ст. 1115 ГК РФ, суд считает возможным считать, что место открытия наследства после смерти ФИО3 является <адрес>, как место его постоянного проживания и нахождение его наследственного имущества.
Жена ФИО4 согласно справке, предоставленной истцом, и выданной ОГБУ СО «Многофункциональный центр» №, была поставлена на регистрационный учет по вышеуказанному адресу лишь ДД.ММ.ГГГГ, но она проживала совместно со своим мужем, вела с ним общее хозяйство, после смерти мужа продолжила проживать в жилом доме, следить за его техническим состоянием, таким образом, ФИО4, и ее малолетних детей ФИО2 и ФИО5 следует признать фактически принявшими наследство в 1\3 доле каждого на спорный жилой дом после смерти ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес>, выдано повторное свидетельство о смерти III -АИ №, ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению нотариуса нотариального округа <адрес> и <адрес> ФИО12, после смерти ФИО4 наследственных дел не заводилось.
Наследниками ФИО4 являются сыновья: ФИО2 и ФИО5.
Согласно справке, предоставленной истцом, и выданной ОГБУ СО «Многофункциональный центр» №, на момент смерти, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, наследодатель ФИО4 состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>, совместно с ней день её смерти состоял её сын ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 встал на регистрационный учет по <адрес> в <адрес>, его брат ФИО5 встал на регистрационный учет ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу. Ответчиком признано, что ФИО2 и ФИО5 фактически вступили во владение наследственным имуществом, хотя и не обращались в нотариальную контору с заявлениями о принятии наследства. Суд признает их принявшими наследство в 1\2 доле каждым после смерти их матери состоящее из 1\3 доли спорного жилого дома.
ФИО2 (отец истца ФИО1) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актовой записью о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес>.
ФИО5 (отец ответчика ФИО7) умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актовой записью о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес>.
Согласно сведениям, предоставленным Федеральной палатой, после смерти ФИО5 наследственных дел не открывалось, наследник ФИО7 в судебном заседании пояснила, что в нотариальную контору не обращалась, и, обращаться не намерена, также не намерена вступать в права наследования на причитающуюся ей долю.
После смерти ФИО2 было открыто наследственное дело №ДД.ММ.ГГГГ год, с заявлением о принятии наследства обратилась дочь Терещенко (в настоящее время ФИО14) ФИО1, указала, что наследственное имущество состоит из жилого <адрес> в <адрес>. Просила о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. До настоящего времени свидетельство не выдано.
Также в ответе нотариус указала, что рекомендовала истцу ФИО1 обратиться в суд с заявлением о наследовании доли наследуемого имущества после смерти ФИО5, так как невозможно определить принимал ли кто-либо наследство после его смерти.
Как установлено судом, истец ФИО1, являясь наследником по закону после смерти своего отца ФИО2, а также наследником второй очереди по праву представления после смерти ФИО5, и желая принять наследство в виде жилого дома по <адрес>, приняла меры к сохранности наследственного имущества в виде жилого <адрес> в <адрес>, и до настоящего времени несет бремя его содержания, что не оспаривается ответчиком ФИО7, наследником по закону после смерти ФИО5.
Поскольку истец ФИО1 приняла меры к сохранности наследственного имущества, осуществила фактическое принятие наследства в виде жилого <адрес>, относится к имуществу как к своему собственному, и желает оформить в собственность спорный жилой дом, ответчик ФИО7 не возражает об удовлетворении заявленных ФИО1 требований, споров по разделу наследственного имущества в виде спорного жилого дома не имеется, суд считает возможным удовлетворить требования истца и признать за истцом право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать Айнбиндер ФИО17, Айнбиндер ФИО18, Айнбиндер ФИО19 фактически принявшими наследство в 1\3 доле каждый по завещанию после смерти Айнбиндер ФИО20, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать Айнбиндер ФИО21 и Айнбиндер ФИО22 фактически принявшими наследство по закону в 1\2 доле каждым после смерти матери ФИО4, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ состоящее из 1\3 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать Коренюк ФИО23 фактически принявшей наследство по закону после смерти ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Коренюк ФИО24 право собственности в порядке наследования по закону после смерти отца ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ и после смерти дяди ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ по праву представления, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 24 мая 2019 года, в Свердловский областной суд, путем подачи жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате, машинописным способом.
Председательствующий судья Дубовская И.Н.
Свернуть