Кудрявцева Галина Поликарповна
Дело 2-1785/2013 ~ М-1766/2013
В отношении Кудрявцевой Г.П. рассматривалось судебное дело № 2-1785/2013 ~ М-1766/2013, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Можгинском районном суде Удмуртской в Удмуртской Республике РФ судьей Кожевниковой Ю.А. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Кудрявцевой Г.П. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 19 ноября 2013 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Кудрявцевой Г.П., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
Дело № 2-1785/13
Р Е Ш Е Н И Е
г. Можга УР 19 ноября 2013 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истца Кудрявцевой Г.П.,
представителя ответчика Рябовой С.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцевой Г.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <данные изъяты> Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Кудрявцева Г.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе <данные изъяты> УР с требованиями:
1) признать недействительным решение №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии,
2) обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг., и назначить трудовую пенсию по старости с дд.мм.гггг
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг Кудрявцева Г.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от дд.мм.гггг № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дд.мм.гггг решением №*** ответчик отказал истице в установлении пенсии, т.к. льготный стаж работы на д...
Показать ещё...ату обращения составил 23 года 09 месяцев, вместо требуемых 25 лет.
Истица считает решение УПФР незаконным в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вышеуказанных периодов работы. С дд.мм.гггг она работает в <данные изъяты> участковой больнице в должности палатной медицинской сестры.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, повышение квалификации для истицы являлось обязательным требованием для соблюдения условий трудового договора.
Отпуск по уходу за ребенком у Кудрявцевой Г.П. начался до вступления в силу закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», поэтому также должен быть включен в льготный стаж.
В судебном заседании истица Кудрявцева Г.П. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Рябова С.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., Управлением правомерно исключены спорные периоды.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются только Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поэтому нормы Трудового кодекса РФ на пенсионные правоотношения не распространяются. Факт сохранения среднего заработка и уплата страховых взносов в спорные периоды не влияют на возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правилами исчисления таких периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, от 22.09.1999 г. № 1066, периоды нахождения на курсах повышения квалификации для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не предусмотрены. Истица в спорные периоды не занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, её организм не подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не значатся, а лишь учитываются при подсчете общего трудового стажа.
Согласно Закону РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости с дд.мм.гггг г.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Кудрявцева Г.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дд.мм.гггг решением начальника УПФР в <данные изъяты> №*** истице отказано в установлении пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 23 года 09 месяцев, вместо требуемых 25 лет.
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитаны следующие оспариваемые периоды:
- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (1 год 7 мес. 03 дн.) – отпуск по уходу за ребенком,
- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (всего 12 дней) – периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Из трудовой книжки Кудрявцевой Г.П. усматривается, что с дд.мм.гггг по настоящее время она работает в должности медицинской сестры палатной в <данные изъяты> участковой больнице.
<данные изъяты> участковая больница расположена в сельской местности, что следует из Закона УР от 13.07.2005 г. № 41-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории <данные изъяты> Удмуртской Республики».
Подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 указанного Закона,- списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Соответствующие Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, а также Правила исчисления таких периодов работы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту Список № 781 и Правила № 781).
Списком № 781 предусмотрено, что работа в должности медицинской сестры палатной, осуществляющей лечебную деятельность в больнице, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу занимаемой должности, истица была обязана периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах, что предусматривалось ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий». Во время обучения на курсах повышения квалификации Кудрявцева Г.П. состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них она работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа из материалов дела не усматривается.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из материалов дела усматривается, что с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг истица находилась в отпуске по беременности и родам, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в отпуске по уходу за ребенком.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. №*** «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до дд.мм.гггг (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до дд.мм.гггг, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Из фактических обстоятельств дела видно, что истице отпуск по уходу за ребенком был предоставлен по действовавшему на тот период законодательству с дд.мм.гггг г., т.е. до дд.мм.гггг Следовательно, несмотря на введение нового правового регулирования за Кудрявцевой Г.П. сохраняется ранее приобретенное право на включение всего периода отпуска по уходу за ребенком в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом признанного ответчиком специального стажа на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии,- 23 года 09 месяцев и подлежащими включению вышеуказанных спорных периодов, общий стаж истицы является достаточным для назначения досрочной пенсии на основании пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ с даты обращения, т.е. с дд.мм.гггг Следовательно, решение УПФР в <данные изъяты> №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии является незаконным, исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения являются правомерными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кудрявцевой Г.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в <данные изъяты> Удмуртской Республики №*** от дд.мм.гггг об отказе Кудрявцевой Г.П. в установлении пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе <данные изъяты> УР включить Кудрявцевой Г.П. в стаж, дающий право на досрочную назначение трудовой пенсии по старости, период отпуска по уходу за ребенком с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с дд.мм.гггг
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Свернуть