Муратов Ильяс Ситинанович
Дело 2-453/2020 ~ М-103/2020
В отношении Муратова И.С. рассматривалось судебное дело № 2-453/2020 ~ М-103/2020, которое относится к категории "Споры, связанные с наследственными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Ленинском районном суде в Республике Крым РФ судьей Цветковым А.Я. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с наследственными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Муратова И.С. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 2 марта 2020 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Муратовым И.С., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с наследованием имущества →
иные, связанные с наследованием имущества
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело №2-453/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 марта 2020 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Султановой А. Р.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО6, ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО, третье лицо ФИО8, о признании лиц не принявшими наследство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО6 обратился в суд с иском, в котором просит признать ответчиков не принявшими наследство после смерти ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ Требования мотивированы тем, что истец является наследником по завещанию, удостоверенному секретарем исполнительного комитета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за реестр. №, после смерти ФИО7 кроме истца наследниками являются также ответчики, однако они наследство не принимали, к нотариусу не обращались, на наследство не претендуют. Полагает, что ответчики наследство не приняли, претензий к истцу и интереса к наследственному имуществу не имеют. В связи с тем, что у истца нет иной возможности реализовать свое право на наследство во внесудебном порядке, он вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание истец не явился, представитель истца по доверенности ФИО6 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
Ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска, подтвердили фактическое проживание отдельно от наследодателя на момент его смерти и не ...
Показать ещё...совершения действий по принятию наследства.
Третье лицо ФИО8 явку представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представил (л.д.89).
Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 и ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО являются детьми ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-8,17,72).
ФИО1 и ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО на момент смерти отца были зарегистрированы с наследодателем, однако фактически проживал с ним только истец (л.д.9-13,17,49,83-88,96-99).
ФИО7 на основании договора купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также на основании решений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Государственным актом на право на земельный участок серии ЯИ №, выданным в 2010 году, также приусадебного земельного участка площадью 0,1585 га, расположенного по указанному адресу (л.д.15,16,74).
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания через представителя не допускается. В завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина. Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Наследником по завещанию, удостоверенному секретарем исполнительного комитета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за реестр. №, после смерти ФИО7 является истец (л.д.53).
В указанном завещании ФИО7 завещал принадлежащий ему жилой дом истцу, однако в данном завещании наследодатель не указал о судьбе земельного участка.
Суд отмечает, что подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случае, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Статьей 273 Гражданского кодекса РФ установлено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Аналогичная правовая позиция зафиксирована в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, согласно которому поскольку принадлежащие одному собственнику объекты недвижимости и земельный участок, на котором они расположены, не могут выступать в обороте раздельно, не имеется оснований для государственной регистрации перехода к покупателю права собственности на объекты недвижимости без государственной регистрации перехода к нему права собственности на земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что наследодатель приобрел право на земельный участок под принадлежащим ему домом только на основании решений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Государственным актом на право на земельный участок серии ЯИ №, выданным в 2010 году, то есть уже после удостоверения завещания.
Суд полагает, что только это обстоятельство было основанием не включения земельного участка в завещание.
Иное противоречило бы действовавшему на момент удостоверения завещания законодательству, а именно ст. 381 Гражданского кодекса Украины и ст. 120 Земельного кодекса Украины.
Наследником по завещанию после смерти ФИО7, принявшим наследство, является истец, который в установленном законом порядке обратился к нотариусу, было заведено наследственное дело, однако свидетельство о праве на наследство не было выдано ввиду наличия иных наследников по закону (л.д.51-70).
Суд не принимает во внимание согласие ответчиков с исковыми требованиями, так как нормами ГК РФ определено, что принявшим наследство считается наследник, фактически вступивший в управление или владение наследственным имуществом (постоянно проживавший с наследодателем на время открытия наследства), а также, если он подал государственной нотариальной конторе по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
При этом, срок обращения к нотариусу наследников, принявших наследство, законодательством не ограничен, поэтому не обращение к нотариусу правового значения не имеет, так как получение свидетельства о праве на наследство является в данном случаем правом, а не обязанностью наследников.
Вместе с тем, суд отмечает, что статья 1154 ГК РФ закрепляет, что наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (например, проживание совместно с наследодателем, уплата долгов наследодателя), не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказывать отсутствие у него намерения принять наследство, в том числе и по истечении срока принятия наследства, представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Таким образом, в силу статьи 1153 ГК РФ, если наследником совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства, то именно на нем лежит обязанность доказать факт того, что наследство принято не было. В частности к таким допустимым доказательствам могут относиться заявление об отказе от наследства (статья 1159 ГК РФ), либо решение суда об установлении факта непринятия наследства.
То есть требование о признании лиц не принявшими наследство является ненадлежащим способом защиты права, а с требованием об установлении факта непринятия наследства в суд может обратиться только лицо, которым совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства, поэтому истец не может заявлять такие требования относительно иного наследника.
Вместе с тем, ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО, которые будучи зарегистрированными с наследодателем по одному адресу, однако фактически проживали отдельно от наследодателя, с указанными требованиями в суд не обращались, а ответчик ФИО2, будучи зарегистрированным по иному месту жительства отдельно от наследодателя с ДД.ММ.ГГГГ, к нотариусу не обращался и не совершал действий по принятию наследства.
В связи с указанными обстоятельствами, суд полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 02.03.2020 г.
Судья А. Я. Цветков
Свернуть