Пояскова Александра Сергеевна
Дело 2-1832/2022 ~ М-885/2022
В отношении Поясковой А.С. рассматривалось судебное дело № 2-1832/2022 ~ М-885/2022, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Дмитровском городском суде Московской области в Московской области РФ судьей Черкашиной О.А. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Поясковой А.С. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 21 июня 2022 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Поясковой А.С., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации →
иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
50RS0005-01-2022-001863-75
г.Дмитров Дело № 2-1832/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2022 года Дмитровский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Черкашиной О.А.,
при секретаре Парнес А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поясковой ФИО10 к ГУ –УПФ РФ № 1 по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, назначении пенсии, установлении юридического факта,
с участием Поясковой А.С.,
с участием представителя ответчика ГУ –УПФ РФ № 1 по г.Москве и Московской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
Истец Пояскова А.С. обратилась в суд с иском к ГУ ПФР № 1 по Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, назначении пенсии, установлении юридического факта.
Требования мотивированы тем, что является дочерью умершей ДД.ММ.ГГГГ Поясковой ФИО11.
С ДД.ММ.ГГГГ является студентом 4 курса Дмитровского рыбохозяйственного технологического института ФГБОУ высшего образования «Астраханский государственный технический университет», по очной форме обучения.
В назначении пенсии по случаю потери кормильца отказано по причине не подтверждения факта нахождения на иждивении умершего кормильца на день смерти.
В судебное заседание истец Пояскова А.С. явилась, требования поддерживает, настаивает на удовлетворении.
Просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ, установить факт нахождения и...
Показать ещё...стца на иждивении матери.
Представитель ответчика ГУ –УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 в судебное заседание явилась, исковые требования не признает.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Положения ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливают круг лиц, имеющих право на страховую пенсию, к которым относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1), а нетрудоспособные члены семей указанных граждан имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 2).
Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца определены в ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке) (ч. 1 ст. 10).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (п. 1 ч. 2 ст. 10).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10).
Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 настоящей статьи (ч. 10 ст. 10).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пояскова А.С. обратилась в ГУ ПФР № по Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, предоставив свидетельство о смерти матери ФИО2, скончавшейся ДД.ММ.ГГГГ
Истец Пояскова А.С. с ДД.ММ.ГГГГ является студентом 4 курса Дмитровского рыбохозяйственного технологического института ФГБОУ высшего образования «Астраханский государственный технический университет», по очной форме обучения (л.д. 8).
Решением ГУ –УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии Поясковой А.С. отказано в связи с отсутствием права (л.д. 19-20).
При решении вопроса о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца отказано по причине не подтверждения факта нахождения на иждивении умершего кормильца на день смерти.
Опрошенные в судебном заседании свидетели стороны истца Картавцева Н.В., ФИО7 пояснили, что ФИО3 не работала, поскольку является студентом по очной форме обучения, находилась на иждивении матери.
Свидетель ФИО8, пояснившая, что является бабушкой истца и приходилась матерью ФИО2, также подтвердила, что в последние годы жизни дочь (ФИО2) была трудоустроена неофициально, внучка (ФИО3) находилась на иждивении матери.
Разрешая вопрос о праве ФИО3 на получение пенсии по случаю потери кормильца, суд полагает применить положения ч. 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, поскольку законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, согласуется с положениями Конституции РФ (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 39), поскольку термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу, в связи с чем, страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.
Согласно правовым позициям, изложенным в судебных актах Конституционного Суда РФ, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства. (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 1071-О-О).
Учитывая вышеуказанные правовые позиции, а также обстоятельства, что Пояскова А.С. в высшем учебном заведении по очной (дневной) форме обучения и самостоятельного дохода не имеет, имеет право на назначение ему пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, в связи с чем суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ ГУ –УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ – УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> назначить Поясковой ФИО12 пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
Установить факт нахождения Поясковой ФИО13 на иждивении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дмитровский городской суд <адрес> в течение месяца.
Судья Черкашина О.А.
Свернуть