Самойленко Михал Николаевич
Дело 2-156/2020 (2-3553/2019;) ~ М-3220/2019
В отношении Самойленко М.Н. рассматривалось судебное дело № 2-156/2020 (2-3553/2019;) ~ М-3220/2019, которое относится к категории "Споры, связанные с жилищными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Краснооктябрьском районном суде г. Волгограда в Волгоградской области РФ судьей Земсковой Т.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с жилищными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Самойленко М.Н. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 30 января 2020 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Самойленко М.Н., вы можете найти подробности на Trustperson.
Другие жилищные споры →
Иные жилищные споры
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
Дело № (№)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Краснооктябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Земсковой Т.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Волгограда, МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 первоначально обратился в суд с иском к администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, ком.228, которая числится в реестре муниципального имущества Волгограда. В данном жилом помещении он занимает койко-место и в настоящее время в нем никто более не зарегистрирован и не проживает.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему освободившейся жилой площади (в связи со смертью владельца), с целью дальнейшей приватизации.
В связи с отсутствием у учреждения ордера, послужившего основанием для его вселения в жилое помещение, и договора социального найма жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении освободившейся жилой площади в комнате № в <адрес>, а также указано на отсутствие правовых оснований для заключения договора социального найма спорного жилого помещения.
Комитет по жилищной и социальной политике администрации Волгограда в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ также отказал ему в предоставлении освободившейся жилой площади в комнате № в <адрес>, пос...
Показать ещё...кольку он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма.
По указанным основаниям, истец просил суд признать за ним право пользования на условиях договора социального найма жилым помещением –расположенным по адресу: <адрес>, ком.228 на условиях договора социального найма, возложить обязанность на администрацию Волгограда в лице Департамента муниципального имущества заключить с истцом договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ком.228.
Определением суда Краснооктябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Департамента муниципального имущества на надлежащего администрацию Волгограда.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» ФИО3 не возражала против удовлетворения требований.
Представитель ответчика администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение является ордер, выдаваемый уполномоченным исполнительным органом государственной власти на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда.
Согласно статьям 50, 51 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями; договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер; в договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
На основании статьи 5 Закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
Согласно части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 ЖК РФ).
В силу статьи 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
Несоблюдение письменной формы договора социального найма между наймодателем и лицом, в отношении которого состоялось решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований жилищного законодательства, не может являться основанием для вывода о том, что у такого лица не возникло право пользования жилым помещением по договору социального найма, поскольку подтверждением заключения договора социального найма могут служить различные письменные доказательства. К числу таких доказательств относится, в частности, открытие вселившемуся лицу лицевого счета для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 686 ГК РФ в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
В силу части 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу ранее действовавшей статье 44 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах общественного жилищного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (ст. 47 ЖК РСФСР).
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, комната 228 находится в муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, ком.228. В данном жилом помещении он занимает койко-место и в настоящее время в нем никто более не зарегистрирован и не проживает.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему освободившейся жилой площади (в связи со смертью владельца), с целью дальнейшей приватизации.
В связи с отсутствием у учреждения ордера, послужившего основанием для его вселения в жилое помещение, и договора социального найма жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении освободившейся жилой площади в комнате № в <адрес>, а также указано на отсутствие правовых оснований для заключения договора социального найма спорного жилого помещения.
Комитет по жилищной и социальной политике администрации Волгограда в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ также отказал ему в предоставлении освободившейся жилой площади в комнате № в <адрес>, поскольку он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии со статьей 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях "койко-места", также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу статьи 7 Вводного в таком жилом помещении на условиях "койко-места", должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями.
Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, если это жилое помещение на момент вступления в силу указанной статьи Вводного закона не было предоставлено в установленном порядке в пользование нескольких лиц, либо право пользования жилым помещением других лиц прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (выезд в другое место жительства, смерть и т.п.).
Из искового заявления и пояснений ФИО1 в судебном заседании следует, что в настоящее время он несет бремя содержания жилого помещения, осуществляет текущий ремонт, данное помещение является для него единственным местом жительства, длительное время он проживает в спорном доме, вносит плату за жилое помещение, оплачивает коммунальные услуги, спорное жилое помещение является для него единственным жилым помещением, в отношении которого он обладает правом самостоятельного пользования в соответствии с законодательством, спорное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду и может предоставляться гражданам по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что фактически между сторонами был заключен договор найма жилого помещения.
Отказ ответчика в оформлении (заключении) договора социального найма по мотиву непредставления документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, сам по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора.
При этом суд принимает во внимание, что истец, проживая в спорном жилом помещении, несет расходы по его содержанию, то есть выполняет обязанности по договору найма жилого помещения, что свидетельствует о том, что дом был занят не самовольно, а предоставлен в бессрочное пользование.
По мнению суда, при фактическом вселении истца в предоставленное жилое помещение, исполнение обязанностей нанимателя, с учетом того, что ответчики не оспаривали правомерность вселения ФИО1 в домовладение, само по себе отсутствие постановления о предоставлении домовладения не может служить препятствием к возникновению у истца права пользования жилым помещением.
В этой связи следует отметить, что администрация Волгограда, как собственник спорного помещения, не возражала против того, что истец оплачивает за наем данного жилого помещения, не возражала против проживания истца в спорном жилом помещении.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что между истцом и ответчиком администрацией Волгограда фактически сложились отношения по договору социального найма жилого помещения, которые продолжаются и в настоящее время.
Доказательств, опровергающих доводы стороны истца, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1.1. постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «О делегировании функций муниципальному казенному учреждению «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» функции наймодателя при заключении, изменении, расторжении договоров социального найма жилых помещений от имени администрации Волгограда делегированы муниципальному казенному учреждению (далее – МКУ) «Служба по обеспечению реализации жилищной политики».
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, признать право пользования ФИО1 спорным жилым помещением на условиях социального найма, возложить обязанность на МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» заключить с истцом договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики», администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать за ФИО1 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, комната 228, на условиях договора социального найма.
Возложить на МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» обязанность заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Таращанцев, <адрес>, комната 228.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Судья Т.В. Земскова
Справка: Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.В. Земскова
Свернуть