Сарманова Кристина Сергеевна
Дело 2-1255/2016 ~ М-1167/2016
В отношении Сармановой К.С. рассматривалось судебное дело № 2-1255/2016 ~ М-1167/2016, которое относится к категории "Споры, связанные с имущественными правами" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Краснотурьинском городском суде Свердловской области в Свердловской области РФ судьей Трегубом Н.К. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с имущественными правами", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Сармановой К.С. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 6 сентября 2016 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Сармановой К.С., вы можете найти подробности на Trustperson.
О взыскании неосновательного обогащения
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2016 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Трегуб Н.К.,
с участием представителя истца ГУ – УПФ РФ в г.Краснотурьинске Долбиловой Е.Ю., действующей на основании доверенности № от <дата обезличена>,
при секретаре судебного заседания Ветровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске к Сармановой К. С. о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске обратился в суд с иском к Сармановой К.С. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца ГУ – УПФ РФ в г.Краснотурьинске Долбилова Е.Ю. поддержала заявленные требования пояснив, что Сарманова К.С. являлась получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца как ребенок умершего родителя, обучающийся по очной форме до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет. Установлено, что с <дата обезличена> Сарманова К.С. отчислена из <данные изъяты>», где она проходила обучение, однако в нарушение требований ч. 5 ст. 26 ФЗ «О страховых пенсиях» Сарманова К.С. не сообщила ГУ – УПФ РФ о данном обстоятельстве. Следовательно, с <дата обезличена> у ответчика отсутствовали законные основания для получения пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты. ...
Показать ещё...Она просит взыскать с ответчика в пользу истца незаконно полученную сумму пенсии в размере <данные изъяты>. и Федеральной социальной доплаты в размере 29 611, 20 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Ответчик Сарманова К.С. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена путем направления судебной повестки, о причинах неявки суд не известила. Каких-либо ходатайств или возражений относительно заявленных требований суду не представила.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Судом, с учетом мнения представителя истца, определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети старше 18 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей.
Статьей 13 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ признаются, в числе прочих, дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2, 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч. 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
В судебном заседании установлено, что Сарманова К.С., <дата обезличена> года рождения, с <дата обезличена> являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты, которые были назначены ей на основании заявления о назначении пенсии от <дата обезличена>, и приятного на его основании решения начальника ГУ УПФ РФ в г. Краснотурьинске Соколовой О.Н. № от <дата обезличена>, копии указанных документов приобщены к материалам дела представителем истца (л.д.5, 6-8).
Как следует из справки № от 05.09.2014, копия которой приобщена к материалам дела (л.д.9), Сарманова К.С. зачислена в <данные изъяты> на основании приказа № от <дата обезличена> на обучение по очной форме по основным образовательным программам, период обучения обозначен датами с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Таким образом, в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, продолжая обучение по очной форме обучения, Сарманова К.С. имела право на получение пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подп. 2 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Как следует из заявления Сармановой К.С., указанного выше, она предупреждена, в числе прочего, о необходимости безотлагательно извещать ТО ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, о чем имеется подпись в заявлении.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что <дата обезличена> Сарманова К.С прекратила обучение в ГБП <данные изъяты> на основании приказа об отчислении № от <дата обезличена>, в связи с невыполнением учебного плана в установленные сроки (копия справки от <дата обезличена> № - л.д.10).
Между тем выплата Сармановой К.С пенсии по случаю потери кормильца в размере 3 292,07 рублей и федеральной социальной доплаты в размере <данные изъяты> рублей прекращены лишь с <дата обезличена> на основании распоряжений руководителя ГУ – УПФ РФ в г.Краснотурьинске от 17.02.2016 № 260627/16, копии которых приобщены к материалам дела (л.д.11,12).
Таким образом, ввиду того, что ответчик не исполнила обязанность об уведомлении ГУ – УПФ РФ в г.Краснотурьинске о прекращении обучения по очной форме, дающего ей право на получение пенсии и федеральной социальной доплаты, за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> образовалась переплата, общий размер которой, согласно расчету истца, не доверять которому у суда нет оснований (л.д.13), составляет <данные изъяты>, из них: пенсия по случаю потери кормильца – <данные изъяты>, федеральная социальная доплата - <данные изъяты>.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в ч. 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт неисполнения Сармановой К.С обязанности о незамедлительном уведомлении ГУ – УПФ РФ в г. Краснотурьинске об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты, а также с учетом того, что оснований для получения узнанных выплат в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> у ответчика не было, размер незаконно полученной суммы Сармановой К.С подтвержден расчетом в материалах дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований ГУ – УПФ РФ в г. Краснотурьинске к Сармановой К.С о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>, из которых: пенсия по случаю потери кормильца – <данные изъяты>, федеральная социальная доплата - <данные изъяты>.
Кроме того, согласно ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым в соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию также сумма государственной пошлины, уплаченной при обращении с иском в суд в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 194-198, 233, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске к Сармановой К. С. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Сармановой К. С. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске <данные изъяты>., из которых <данные изъяты>. - незаконно полученная пенсия по случаю потери кормильца, <данные изъяты>. - незаконно полученная федеральная социальная доплата, <данные изъяты>. – судебные расходы в виде уплаты госпошлины.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: судья (подпись) Трегуб Н.К.
Решение в окончательной форме изготовлено с помощью компьютерной техники 09 сентября 2016 года.
СОГЛАСОВАНО:
Свернуть