Шаройко Ольга Олеговна
Дело 2-1015/2023 ~ М-854/2023
В отношении Шаройко О.О. рассматривалось судебное дело № 2-1015/2023 ~ М-854/2023, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Новозыбковском городском суде Брянской области в Брянской области РФ судьей Соловцем Л.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Шаройко О.О. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 21 декабря 2023 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Шаройко О.О., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации →
по искам застрахованных
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
№2-1015/2023
32RS0021-01-2023-001667-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Соловец Л.В.,
при секретаре судебного заседания Белоусовой И.В.,
с участием истца Шаройко О.О.,
представителя ответчика ОСФР по Брянской области Савостиной И.Н., действующей на основании доверенности №12/23 от 01.09.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаройко О.О. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании незаконным отказ в назначении страховой пенсии по старости, установлении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Шаройко О.О. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказ в назначении страховой пенсии по старости, установлении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указав, что 09.09.2022 и 16.02.2023 она обращалась в ОСФР по Брянской области с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №. Решениями ОСФР по Брянской области № от 09.09.2022, № от 10.08.2023 истцу было отказано в установлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Данные ответы ОСФР по Брянской области обжаловались в вышестоящий орган, с ответом которого истец также не согласна, считает, что произведен неправильный расчет уменьшения возраста выхода на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ с учетом требования Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № Считает, что на нее распространяются требования п. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Кроме того, при ...
Показать ещё...рассмотрении вопроса о назначении истцу страховой пенсии по старости ОСФР по Брянской области неправильно исчислило величину ее индивидуального пенсионного коэффициента. Так как в самом ответе указаны, в том числе периоды работы в зоне отселения и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, однако данные периоды не учтены при расчете пенсионного индивидуального коэффициента. Просила признать незаконным отказ в назначении ей трудовой пении по старости от 09.09.2022 и от 16.02.2023, вынесенный территориальным органом пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области. Установить истцу страховую пенсию по старости с момента первого обращения в ОСФР по Брянской области, т.е. с 09.09.2022.
В судебном заседании истец Шаройко О.О. поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске, и настаивала на их удовлетворении.
Представитель истца – адвокат Шварцман И.М. в судебное заседание не явился по вторичному вызову, с согласия истца дело рассмотрено без его участия.
Представитель ответчика ОСФР по Брянской области Савостина И.Н. иск не признала, пояснив, что в страховой стаж истца включены все периоды трудовой деятельности, при этом, при определении величины ИПК учтены показатели общего трудового стажа и периоды ухода за ребенком. На дату обращения истца в ОСФР по Брянской области пенсия по старости в силу положений закона о ЧАЭС досрочно назначалась при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23,4. В 2023 году величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 25,8. Размер индивидуального пенсионного коэффициента Шаройко О.О. на дату обращения за пенсией (45 лет) составлял <данные изъяты> на дату обращения в ОСФР по Брянской области 16.02.2023 составляет <данные изъяты> что менее требуемого в 2023 году величины индивидуального пенсионного коэффициента (25,8) для установления досрочной пенсии по старости. Обращает внимание суда на то обстоятельство, что на дату обращения истца в ОСФР по Брянской области - 09.09.2022 истцу не исполнилось 45 лет.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются разделом 4 «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» Закона РФ № от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон о ЧАЭС) и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно статье 28.1 Закона о ЧАЭС гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ, или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости -10 лет).
Частью 1 статьи 13 Закона о ЧАЭС к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны отселения (пункт 9) до их переселения в другие районы.
В силу статьи 35 Закона о ЧАЭС, гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Как установлено в судебном заседании, а также следует из материалов дела, 09.09.2002 Шаройко О.О. обращалась в ОПФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости по нормам статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с суммированием льгот по уменьшению пенсионного возраста по статье 35 указанного закона и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2012 №400-ФЗ.
Решением ОПФР по Брянской области № от 14.09.2022 Шаройко О.О. было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 15). На дату обращения за пенсией заявителю не исполнилось 45 лет, суммарный страховой стаж составил 22 года 2 месяца 3 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента на дату обращения составляла 18,956.
16.02.2023 Шаройко О.О. вновь обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости по нормам статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ОСФР по Брянской области № от 22.02.2023 Шаройко О.О. было отказано в установлении пенсии по старости по нормам Закона РФ от 15.05.1991 № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по ст. 35 данного закона и по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 16-17, 45), в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента. На дату обращения за пенсией, страховой стаж составляет 22 года 07 месяцев 10 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 19,891, что меньше требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента для определения права на страховую пенсию по старости в 2023 году.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно статье 3 Федерального закона №400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина ИПК по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статьи 15 Федерального закона №400-ФЗ, и представляет собой производное суммы ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
С учетом вышеприведенных норм, на дату достижения истцом 45 лет 20 сентября 1977 года пенсия по старости в силу положений закона о ЧАЭС досрочно назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23,4.
В 2023 году величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 25,8.
При этом, размер индивидуального пенсионного коэффициента Шаройко О.О. на дату обращения за пенсией (45 лет) составлял <данные изъяты>, а на дату обращения в ОСФР по Брянской области 16.02.2023 составляет 19,891, что менее требуемого в 2023 году величины индивидуального пенсионного коэффициента (25,8) для установления досрочной пенсии по старости.
В соответствии со ст. 15 Закона №400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма величины ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и величины ИПК за периоды, имевшие место после 1 января 2015 года.
Согласно информации, предоставленной ОСФР по Брянской области от 13.09.2023 (л.д. 12-14) страховой стаж Шаройко О.О. составляет 22 года 07 месяцев 22 дня.
В страховой стаж учтены все периоды трудовой деятельности до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования 11.08.1998 на основании трудовой книжки, а после этой даты – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со ст. 15 Закон №400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма величины ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и величины ИПК за периоды, имевшие место после 1 января 2015 года.
При расчете величины ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015, подсчитывается размер страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014, в порядке, определенном ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом, не учитываются фиксированный базовый размер страховой части и накопительная часть трудовой пенсии. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 – <данные изъяты>.
При определении величины индивидуального пенсионного коэффициента Шаройко О.О. учтены следующие показатели:
общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 год - 5 лет 02 месяца 17 дней (без учета периода ухода за ребенком до 1,5 лет);
стаж работы до 01.01.1991 – отсутствует;
отношение среднемесячного заработка за период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 гола к среднемесячному заработку по стране за тот же период – 0,175;
сумма начисленных страховых взносов на страховую часть пенсии, учтённых в расчетный пенсионный капитал за период с 1 января 2002 года до 31 декабря 2014 года согласно выписке из индивидуального лицевого счета составляет <данные изъяты>.;
величина ИПК за «нестраховой» период ухода за ребенком до 1,5 лет – <данные изъяты>
величина ИПК за «нестраховые» периоды ухода за нетрудоспособным лицом – <данные изъяты>
величина ИПК за период с 01.01.2015 по данным индивидуального (персонифицированного) учета составляет <данные изъяты>
Законом №400-ФЗ предусмотрено установление пенсионных коэффициентов за «нестраховые» периоды, к которым относятся периоды ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
В силу ч. 1 ст. 13 Закона №400-ФЗ в случае совпадения по времени периодов работы и периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов, наиболее выгодный для исчисления размера страховой пенсии.
При расчете страховой пенсии применен наиболее выгодный вариант расчета с учетом замены периода работы «нестраховым» периодом ухода за ребенком, 29.12.1996 года рождения до достижения им возраста полутора лет.
Расчетный размер пенсии определен по п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ на 01.01.2002, при стаже 4 года 11 месяцев 8 дней составляет менее <данные изъяты>. Согласно п. 7 ст. 30 Закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее <данные изъяты>.
Расчетный пенсионный капитал на 1 января 2002 года при неполном стаже составляет:
(660 - 450) х 252 х 62,5666 / 240 = <данные изъяты>., где 252 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты досрочной трудовой пенсии по старости;
62,5666 – продолжительность имеющегося общего трудового стажа (5 лет 2 месяца 17 дней) в месяцах;
240 – продолжительность требуемого общего трудового стажа (20 лет) в месяцах.
С учетом индексации расчетный пенсионный капитал на 31.12.2014 составил <данные изъяты>. <данные изъяты> – суммарный коэффициент индексации с 01.01.2002 по 31.12.2014).
Валоризация расчетного пенсионного капитала составила 10%, сумма валоризации <данные изъяты>).
Величина ИПК за периоды с 01.01.2015 составила <данные изъяты> – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года.
Величина ИПК за период ухода за ребенком, 29.12.1996 г.р., до достижения им 1,5 лет – составляет 2,7, величина ИПК за периоды ухода за нетрудоспособным лицом составляет – <данные изъяты>.
Общая величина ИПК составила <данные изъяты> что не менее требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента для приобретения права на пенсию по старости в 2023 году (25,8).
Таким образом, индивидуальный пенсионный коэффициент Шаройко О.О. для определения права на назначение досрочной пенсии по старости составил <данные изъяты>
Учитывая фактические обстоятельства дела, с учетом приведенных норм права, в соответствии с переходными положениями статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ, у истца отсутствует необходимая в 2022 и 2023 годах величина индивидуального пенсионного коэффициента для назначения досрочной пенсии по старости, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку оснований для назначения истцу досрочной пенсии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шаройко О.О. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании незаконным отказ в назначении страховой пенсии по старости, установлении страховой пенсии по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Соловец
Свернуть