Баймурзина Алия Марсовна
Дело 2-4922/2020 ~ М-4003/2020
В отношении Баймурзиной А.М. рассматривалось судебное дело № 2-4922/2020 ~ М-4003/2020, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Ленинском районном суде г. Уфы в Республике Башкортостан РФ судьей Кочкиной И.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Баймурзиной А.М. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 28 декабря 2020 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Баймурзиной А.М., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере пенсионного обеспечения →
решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п.
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
Дело № 2-4922/2020
03RS0004-01-2020-005208-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кочкиной И.В.,
при секретаре судебного заседания Гуслине А.А.,
с участием истца Баймурзиной А.М.,
представителя истца Баймурзиной А.М. - Шайхутдинова Р.З., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ Васильева Н.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баймурзиной А. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
Баймурзина А.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца, мотивируя исковое заявление тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление в Управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан об установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца - ее родного отца Баймурзина М. А. с приложениемсоответствующих документов, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400- ФЗ «О страховых пенсия...
Показать ещё...х» и Приказом Минтруда России от 28.11.2014г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан в удовлетворении заявления об установлении пенсии по случаю потери кормильца было отказано. Причиной отказа органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, явилось отсутствие доказательств, подтверждающих факт нахождения на иждивении.
Истец считает решение Управления ПФР в Уфимском районе РБ незаконным по следующим основаниям. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Истец Баймурзина А.М. полагает, что она соответствет всем требованиям пенсионного законодательства для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Истец Баймурзина А.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ и являлась родной дочерью Баймурзина М. А., что подтверждается свидетельством о рождении I-AP №. Отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о смерти IV-АР №. На момент смерти отца истцу уже исполнилось 18 полных лет.
С ДД.ММ.ГГГГ истец проходит обучение по очной форме в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Башкортостан Уфимское училище искусств (колледж). В настоящее время обучается на третьем курсе по очной форме обучения по специальности «Инструментальное исполнительство» (бюджет). Плановая дата окончания обучения - ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой с места учебы за № от ДД.ММ.ГГГГ.
С самого рождения истец находилась на иждивении у своих родителей, в том числе отца до дня его смерти. Поскольку истец обучается по очной форме обучения, то не имеет возможности трудоустроиться и по этой причине находится на иждивении у родителей. Трудового стажа не имеет. Отец истца до смерти полностью содержал ее.
На основании вышеизложенного, истец просит суд:
1. Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан об отказе в установлении пенсии Баймурзиной А. М. по случаю потери кормильца.
2. Обязать управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан назначить Баймурзиной А. М. пенсию по случаю потери кормильца с 19.10.2019г. года в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
В судебном заседании истец Баймурзина А.М., представитель истца Баймурзиной А.М. - Шайхутдинов Р.З. исковое заявление поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили его удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ Васильев Н.А. исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, дав оценку всем добытым по делу доказательствам как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 15.12.2011 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В силу ст. 13 Федерального закона от 15.12.2011 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (п. 1 ч. 2).
Следовательно, законодатель под иждивением понимает нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств существования.
Юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи умершего.
Отнесение к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности.
Само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, согласуется с положениями Конституции РФ (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 39), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения, нормы которых предусматривают, что термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу, в связи с чем, страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.
Согласно правовым позициям, изложенным в судебных актах Конституционного Суда РФ, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства. (Постановление от 27.11.2009 г. N 18-П, Определение от 17.12.2008 г. N 1071-О-О).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ истцу Баймурзиной А.М.было отказано в назначении страховой пенсии в соответствии со ст.10 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Причина отказа - отсутствие документов, необходимых для определения права на страховую пенсию по случаю потери кормильца, а именно документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении.
В свидетельстве о рождении истца Баймурзиной А.М., выданном отделом ЗАГС администрации Абзелиловского района Республики Башкортостан Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указано Баймурзин М. А..
ДД.ММ.ГГГГ отец истца Баймурзиной А.М. Баймурзин М.А. умер, что подтверждается свидетельством о смерти IV-АР №, выданным отделом ЗАГС Абзелиловского района Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции от 21 октября 2019 года.
Как следует из ответа на судебный запрос ГБПОУ РБ Уфимское училище искусств (колледж) от ДД.ММ.ГГГГ, истец Баймурзина А. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поступила в 2018 году в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан Уфимское училище искусств (колледж) на платную форму обучения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к) по специальности «Инструментальное исполнительство». В настоящее время Баймурзина A.M. обучается на 3 курсе по очной форме обучения на бюджетной основе. В связи с переводом на бюджетную форму обучения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к) и по итогам промежуточной аттестации за II полугодие 2018-2019 учебного года была назначена академическая стипендия в размере 620 рублей 00 копеек с сентября 2019 г. по декабрь 2019 г. За период обучения Баймурзиной A.M. была выплачена государственная академическая стипендия в сумме две тысячи четыреста восемьдесят рублей 00 копеек.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Сафин Т.Л. пояснил, что он жил в д.Аскарово до 2015 года, периодически ездил в деревню к своей матери, отец истца просил его передавать деньги истице, продукты питания. В начале сентября 2019 года отец истицы просил передать мешок картофеля и деньги в размере 10 000 руб. Отец истицы жил один в деревне, периодически его жена приезжала к нему.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения к ответчику за назначением пенсии по случаю потери кормильца истец Баймурзина А.М., достигшая возраста 18 лет на момент смерти кормильца - отца Баймурзина М.А., не работающая и представившая сведения о прохождении обучения по очной форме по образовательным программам, имеет право на назначение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исковые требования Баймурзиной А. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении пенсии судом признаются необоснованными, поскольку истец Баймурзина А.М. не представила Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ все документы, необходимые для определения права на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении, в связи с чем ответчику не представилось возможным назначить Баймурзиной А.М. пенсию по случаю потери кормильца.
Таким образом, исковые требования Баймурзиной А. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Баймурзиной А. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ, возложении обязанности назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ назначить Баймурзиной А. М. пенсию по случаю потери кормильца с даты вступления решения суда в законную силу на период обучения Баймурзиной А. М. по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ею такого обучения, но не дольше, чем до достижения Баймурзиной А. М. возраста 23 лет.
Исковые требования Баймурзиной А. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении пенсии - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от22.12.2008 г. № 262-ФЗ«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья И.В. Кочкина
Мотивированное решение составлено 28.12.2020 года.
Судья Кочкина И.В.
Свернуть