Бандаренко Олеся Викторовна
Дело 33-797/2016
В отношении Бандаренко О.В. рассматривалось судебное дело № 33-797/2016, которое относится к категории "Прочие исковые дела" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Апелляция проходила 20 сентября 2016 года, где в результате рассмотрения решение было отменено. Рассмотрение проходило в Суде Еврейской автономной области в Еврейской автономной области РФ судьей Кнепманом А.Н.
Разбирательство велось в категории "Прочие исковые дела", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Бандаренко О.В. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 12 октября 2016 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Бандаренко О.В., вы можете найти подробности на Trustperson.
прочие (прочие исковые дела)
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Судья Береснева О.Р.
Дело № 33-797/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2016 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Коневой О.А.,
судей: Кнепмана А.Н., Кукшиновой О.М.,
при секретаре Барановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 30 мая 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования Бондаренко О. В., действующей в своих интересах и в интересах <...> А., Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Храмовой Н. А. о признании членами семьи удовлетворить.
Признать Бондаренко О. В., <...> года рождения, уроженку <...>, <...> Е., <...> года рождения, уроженку <...>, А., <...> года рождения, уроженку <...> членами семьи Храмовой Н. А., <...> года рождения, уроженки <...>,
Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения истицы Бондаренко О.В., ответчицы Храмовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко О.В., действующая в своих интересах и интересах <...> А., Е., обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ (далее - Минобороны России), Храмовой Н.А. о признании членами семьи.
Требования мотивированы тем, что Храмовой Н.А., работающей в войсковой части № <...> и являющейся вдовой военнослужащего, предоставлено служебное жилое помещение...
Показать ещё..., расположенное по адресу: <...>, находящееся в ведении Минобороны России.
Храмова Н.А. приходится матерью истице, которая в 2006 г. приехала со своей дочерью Е., <...> года рождения, и поселилась в качестве члена семьи в вышеуказанной квартире. В <...> г. у неё родилась вторая дочь А.
В настоящее время они проживают в квартире вчетвером. У них общий бюджет, они ведут совместное хозяйство, у них доброжелательные отношения. Признание их членами семьи необходимо Храмовой Н.А. для получения жилищной субсидии, как вдове военнослужащего, для приобретения квартиры и дальнейшего совместного проживания.
Просила суд признать Бондаренко О.В., <...> Е. и А. членами семьи Храмовой Н.А.
Истица Бондаренко О.В., действующая в своих интересах и интересах <...> Е., А., в судебном заседании требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, пояснила, что иного жилья у неё и детей не имеется.
Ответчица Храмова Н.А. иск признала.
Представитель ответчика Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье») в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия их участия, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому с требованиями не согласился.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ФГКУ «Востокрегионжилье» просило решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Мотивируя жалобу, указало, что истица и её дети не являются членами семьи Х., в связи с чем у Минобороны России нет перед ними обязательств по обеспечению их социальными гарантиями, предусмотренных для членов семьи военнослужащих.
Судом установлено, что Х. умер в <...> г., тогда как <...> Е. и А. родились спустя 1 год и 7 лет соответственно. Однако суд, полагая, что данный факт не является основополагающим, поставил в зависимость жилищное обеспечение <внуков> от права бабушки на такое обеспечение.
Фактически в рамках иска о признании членами семьи разрешён вопрос об обеспечении внуков по льготе, которой обладает ответчица как вдова умершего военнослужащего, что недопустимо.
Из анализа положений п. 3.1 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что за членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего сохраняется приобретённое до момента смерти (гибели) право на обеспечение жильём от Минобороны России.
Кроме того, судом не дана оценка тому обстоятельству, что в силу ст. 47 Семейного кодекса РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.
<внуки> не могут быть признаны членами семьи бабушки, находящимися на её иждивении. Доказательств, что родители не оказывают им материальной помощи, материалы дела не содержат.
Также судом не исследовался вопрос об обеспеченности матери <...> жилым помещением, о доходах законных представителей, ответчицы.
Действия истицы направлены на использование льгот и имущественных выгод по линии Минобороны России, а не воспитание детей, тогда как судам рекомендовано Пленумом Верховного Суда СССР пресекать попытки отдельных лиц использовать судебный порядок установления фактов в целях последующего неправомерного получения льгот и иных имущественных выгод (постановление от 21.06.1985 № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение»).
В апелляционной жалобе Минобороны России просило решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Мотивируя жалобу, указало на необходимость применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которых к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем ни к одной из перечисленных категорий членов семьи военнослужащего - Бондаренко О.В., на которых распространяются предусмотренные законом социальные гарантии, <...> дети не относятся.
Таким образом, судом не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Министерства обороны РФ, ФГКУ «Востокрегионжилье» не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В суде апелляционной инстанции истица Бондаренко О.В., действующая в своих интересах и интересах <...> А., Е., не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения. Пояснила, что Х. её не удочерял, на момент его смерти ей было 19 лет.
Ответчица Храмова Н.А. не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения. Пояснила, что обращалась в ФГКУ «Востокрегионжилье» для подачи заявления на предоставление жилищной субсидии, но для указания в заявлении в качестве членов семьи истицы и её детей, ей рекомендовали признать их членами семьи в судебном порядке.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих) к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Из материалов дела следует, что <...> между П.В.Н. и О.Н.А. был заключён брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия «П.».
<...> между Х. и П.Н.А. заключён брак, после регистрации брака жене была присвоена фамилия «Храмова».
Согласно свидетельству о смерти <...> № <...> от <...> Х.,<...> года рождения, умер <...>.
Х. проходил военную службу по контракту в войсковой части № <...> в период с <...>.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № <...> от 07.04.2000 № <...> старший сержант Х., <...> г.р., призван на военную службу по контракту <...>. Умер <...> в результате болезни. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. Исключён из списков личного состава части.
В данной выписке указана жена - Храмова Н.А., проживавшая по адресу: <...>.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих к членам семей военнослужащих, на которых распространяются, в том числе и жилищные льготы, предусмотренные указанным Федеральном законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 3.1 ст. 24 Закона о статусе военнослужащих предусмотрено, что членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
С учётом указанных письменных доказательств и норм закона ответчица Храмова Н.А. относится к членам семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы, и соответственно, имеет право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством для данной категории лиц.
Согласно свидетельству о рождении <...> № <...> от <...> родителями П.О.В. <...> года рождения приходятся П.В.Н., П.Н.А.
Из свидетельства о расторжении брака <...> № <...> от <...> следует, что <...> брак между Б.А.Г. и Бондаренко О.В. был прекращён, после расторжения брака супруге была присвоена фамилия «Бондаренко».
Согласно пояснениям истицы в суде апелляционной инстанции Х. не усыновлял её.
Вместе с тем из пояснений истицы Бондаренко О.В. и ответчицы Храмовой Н.А. следует, что рассматриваемый иск направлен на реализацию последней права на участие в государственной подпрограмме по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, с учетом проживания с ней в качестве членов её семьи дочери (Бондаренко О.В.) и её <...> детей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дал неверную оценку действительным основаниям иска, имеющимся доказательствам и неправильно применил нормы материального права.
Как следует из приведённых норм Закона о статусе военнослужащих право на социальные льготы и гарантии предусмотрены законодательством для членов семей военнослужащих.
<...> Е., <...> г.р., и А.,<...> г.р., родившиеся после смерти военнослужащего Х., членами его семьи быть не могли.
Отсутствуют в материалах дела и доказательства того, что истица Бондаренко О.В. (до брака П.О.В.), являвшаяся к моменту смерти военнослужащего Х. совершеннолетней, являлась членом его семьи.
Напротив, из имеющейся справки № <...> от 10.04.2000, выданной командиром войсковой части № <...>, указано, что в личном деле, учётно-послужных списках Х. и в других документах войсковой части членами его семьи значатся Храмова Н.А., проживавшая по адресу: <...>, и пасынок: П.И.В., <...> г.р., проживающий там же. Других родственников не имеет.
В этой связи оснований считать членом семьи военнослужащего Бондаренко О.В. не имеется.
В силу п. 1.1 ст. 15.1 и п. 3.1 ст. 24 Закона о статусе военнослужащих жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются членам семьи военнослужащего с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Признавая Бондаренко О.В. и её <...> детей членами семьи Храмовой Н.А., суд первой инстанции не принял во внимание данные нормы закона, при этом сослался на пп. «а» п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (в действующей редакции эта подпрограмма на 2015 - 2020 годы), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила).
Данным положением Правил предусмотрено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: а) в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Вместе с тем п. 17.1 данных Правил установлено, что для граждан - участников подпрограммы, указанных в абз. 8 пп. «а» п. 5 настоящих Правил, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчёта размера социальной выплаты, определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).
В абз. 8 пп. «а» п. 5 Правил указаны члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абз. 1 п. 3.1 ст. 24 Закона «О статусе военнослужащих». При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
Соответственно, удовлетворение заявленных Бондаренко О.В. исковых требований не предоставляет ей и её <...> детям вместе с Храмовой Н.А., супругой умершего военнослужащего, право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Бондаренко О.В.
С учётом изложенного, решение суда не соответствует требованиям закона и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 30 мая 2016 г. отменить и вынести по делу новое решение:
Исковые требования Бондаренко О. В., действующей в своих интересах и в интересах <...> А., Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Храмовой Н. А. о признании членами семьи - оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалобы федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации считать удовлетворенными.
Председательствующий
Судьи:
Свернуть