Бишидаева Дарима Батуевна
Дело 2-257/2025 ~ М-120/2025
В отношении Бишидаевой Д.Б. рассматривалось судебное дело № 2-257/2025 ~ М-120/2025, которое относится к категории "Прочие исковые дела" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Гусиноозерском городском суде в Республике Бурятия РФ судьей Бадлуевой Е.А. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Прочие исковые дела", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Бишидаевой Д.Б. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 26 марта 2025 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Бишидаевой Д.Б., вы можете найти подробности на Trustperson.
прочие (прочие исковые дела)
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
№ 2-257/2024
УИД: 04RS0004-01-2025-000235-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2025 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бадлуевой Е.А., при секретаре Дашиеве Б.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Доржиева Д.б. к Доржиева И.б., Доржиеву А.Б., Биишидаевой Д.Б. о признании договора действительным,
У С Т А Н О В И Л:
Доржиев Д.Б. обратился в суд с иском к Доржиевой И.Б., Доржиеву А.Б., Бишидаевой Д.Б., в котором просил признать действительным договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Доржиевым Д.Б., Доржиевой И.Б., Доржиевым А.Б., Бишидаевой Д.Б. и их матерью ФИО24
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Доржиев Д.Б., Доржиева И.Б., Доржиева А.Б., Бишидаева Д.Б. заключили со своей матерью ФИО23 договор дарения своих долей в праве собственности на квартиру. ДД.ММ.ГГГГ Доржиевой Н.П. умерла. Нотариус отказал в оформлении наследства, так как договор дарения нотариально не заверен.
В судебном заседании истец Доржиева Д.б. исковые требования поддержал, пояснил, что он, его брат и сестры подарили матери по 1/6 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> После смерти матери нотариус устно отказался оформлять наследство, так как договор дарения не был оформлен нотариально.
Ответчики Доржиева И.Б., Доржиев А.Б., Бишидаева Д.Б. исковые требования признали, пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ заключили договор дарения добровольно, передали матери Доржиевой Н.П. свои доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> После смерт...
Показать ещё...и матери их брат Доржиев Д.Б. не может оформить наследство, так как договор дарения не был нотариально заверен.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Доржиевым Д.Б., Доржиевой И.Б., Доржиева А.Б., Бишидаевой Д.Б. (дарители) и Доржиевой Н.П. (одаряемая) заключен договор дарения, согласно которому дарители подарили одаряемой в собственность по 1/6 доли каждый на помещение, принадлежащее им на праве собственности, расположенное по адресу: <адрес>, площадь <данные изъяты>., кадастровый №. При этом интересы одаряемой Доржиевой Н.П. представлял Доржиев Б.Д., действующий на основании Приказа Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ. П. 4 договора стороны согласовали, что настоящий договор имеет силу передаточного акта.
Из выписки из ЕГРН следует, что собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> площадь <данные изъяты>м., кадастровый №, с ДД.ММ.ГГГГ является Доржиева Н.П..
11.07.2024 Доржиевой Н.П. умерла.
Согласно сведениям нотариуса Иволгинского нотариального округа наследником Доржиевой Н.П., принявшим наследство, является ее сын Доржиев Д.Б.
Согласно ч. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
На основании пп. 1.1 п. 1 ст. 42 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
Вместе с тем, договор дарения от 22.08.2023 нотариально не удостоверен, следовательно, был заключен с нарушением требований закона относительно его формы, вследствие чего, в силу прямого указания закона, является ничтожной сделкой независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями п. 1 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд по требованию исполнившей сделку стороны вправе признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
В данном случае сделка исполнена сторонами, переход права собственности на недвижимое имущество зарегистрирован в ЕГРН.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст.ст. 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
В соответствии со ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В п.п. 61 и 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Согласно п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5).
В данном случае договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ заключен в интересах одаряемой Доржиевой Н.П., дарители Доржиев Д.Б., Доржиева И.Б., Доржиев А.Б., Бишидаева Д.Б., являющиеся детьми одаряемой, в судебном заседании пояснили, что добровольно заключили договор дарения, передали свои доли в праве собственности на квартиру своей матери.
Договор дарения недвижимого имущества, заключенный сторонами ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрирован надлежащим образом, о чем в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись №
Зарегистрированное в ЕГРН право собственности Доржиевой Н.П. на недвижимое имущество никем не оспорено.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования Доржиева Д.Б. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Доржиева Д.б. (№) удовлетворить.
Признать заключенным (действительным) договор дарения долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> кадастровый №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между дарителями Доржиевым Д.Б., Доржиевой И.Б., Доржиева А.Б., Бишидаевой Д.Б. и одаряемой Доржиевой Н.П..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Бадлуева Е.А.
Свернуть