logo

Эльдербиева Малика Ахметовна

Дело 8Г-3334/2020 [88-4079/2020]

В отношении Эльдербиевой М.А. рассматривалось судебное дело № 8Г-3334/2020 [88-4079/2020] в рамках гражданского и административного судопроизводства. Рассмотрение проходило в Пятом кассационном суде общей юрисдикции в Ставропольском крае РФ.

Судебный процесс проходил с участием истца.

Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Эльдербиевой М.А., вы можете найти подробности на Trustperson.

Судебное дело: 8Г-3334/2020 [88-4079/2020] смотреть на сайте суда
Вид судопроизводства
Гражданские и административные дела
Инстанция
Кассация
Округ РФ
Северо-Кавказский федеральный округ
Регион РФ
Ставропольский край
Название суда
Пятый кассационный суд общей юрисдикции
Уровень суда
Кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Результат рассмотрения
Участники
Абдулмежидов Хасан Магомедович
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Абулханов Руслан Ахметович
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Абулханова Аза Ахметовна
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Арсамурзаев Абубакар Авалуевич
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Даудова Яхита Ахметовна
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Кудузова Мария Гелаевна
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Эльдербиева Малика Ахметовна
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Министерство финансов России в лице УФК по Чеченской Республике
Вид лица, участвующего в деле:
Ответчик
Судебные акты

Дело № 88-4079/2020

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июня 2019 года г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Черчага С.В.

судей Камышовой Т.В., Нурмухаметовой Р.Р.

прокурора Колячкиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-772/2019 по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Министерству финансов России в лице УФК по Чеченской Республике о взыскании компенсации морального вреда, причиненного преступлением

по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Чеченской Республике на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи ФИО8 кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В.,

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО11 и ФИО7 обратились в суд с исковым заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Чеченской Республике в котором просили взыскать компенсацию за нанесение морального вреда, причинёФИО8 преступлением со стороны вооружёФИО8 сил Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истцов удовлетворены частично.

С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в качестве компенсации морального вреда в пользу ФИО2, ФИО3, ФИО4, и ФИО7 взыскано по 1 000 000 рублей каждому, в пользу истцов ФИ...

Показать ещё

...О1, ФИО5, ФИО11- по 2 000 000 руб. каждому, в удовлетворении остальной части требований о компенсации морального вреда, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам ФИО8 кассационного суда общей юрисдикции истцы и представитель ответчика Министерства финансов России в лице УФК по Чеченской Республике, надлежаще извещёФИО8 о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам ФИО8 кассационного суда общей юрисдикции усмотрела возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истцов – адвоката ФИО12, действующую на основании ордеров №,№, №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, возражавшую против удовлетворения доводов кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего подлежащим удовлетворению доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам ФИО8 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).

При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом первой и апелляционной инстанции.

Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что моральный вред истцам в результате убийства их близких и родственников причинен представителями федеральных сил Российской Федерации, в связи с чем имеются основания для взыскания с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истцов компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции исходил из сложившейся судебной практики и принципа разумности.

Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам ФИО8 кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Как разъяснено в пунктах 1 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6), суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность деяния причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Следовательно, обязанность по компенсации морального вреда за счет соответствующей казны (в данном случае заявлены исковые требования о компенсации морального вреда к государственному органу - Министерству финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации) может быть возложена на государственный орган или должностных лиц этого органа при наличии противоправности деяния и вины указанного органа и лиц в причинении вреда. Если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину, то основания для компенсации морального вреда по правилам норм главы 59 ГК РФ отсутствуют.

Между тем в настоящем деле суд первой инстанции, неправильно истолковал и применил к спорным отношениям нормы материального права и не учел разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

Суд первой инстанции признал право истцов на возмещение морального вреда с возложением обязанности по его возмещению на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации при неустановлении обязательных для этого в силу норм главы 59 ГК РФ условий, ссылаясь т

Свернуть
Прочие