Головин Анатоий Михайлович
Дело 2-2113/2019 ~ М-751/2019
В отношении Головина А.М. рассматривалось судебное дело № 2-2113/2019 ~ М-751/2019, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Центральном районном суде г. Читы Забайкальского края в Забайкальском крае РФ судьей Сергеевой Д.П. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Головина А.М. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 23 мая 2019 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Головиным А.М., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации →
иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело №
УИД 75RS0№-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«23» мая 2019 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего Сергеевой Д.П.,
при секретаре Решетниковой К.Е.,
с участием истца Головина А.М., представителя ответчика Ткачук Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головина А.М. к УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Головин А.М. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) принято решение № об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии по факту обращения Головина А.М., согласно которому в ходе проведения документальной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи (супруги) Головиной Н.Г. УПФР в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) принято решение №№ о подтверждении факта нахождения на иждивении.
При постановке на учет в 2018 году в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии отказано по причине отсутствия подтверждающих доходы и расходы супругов Головиных документов. Допущенная ошибка устранена ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с принятым ответчиком решением, Головин А.М. просил суд признать решение УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать УПФР в г. Чите Забайкальского края (меж...
Показать ещё...районное) установить Головину А.М. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца Головиной Н.Г., произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии Головина А.М. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Головин А.М. требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Ткачук Ю.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Третье лицо Головина Н.Г. в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании исковые требования полагала подлежащими удовлетворению. Суду указала, что пенсия мужа является основным источником дохода, поскольку ее пенсия значительно меньше, кроме того, в силу имеющегося заболевания требуется постоянное медикаментозное лечение.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующим выводам.
Ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии является обеспечением лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Согласно ч. 3 ст. 17 указанного закона лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений следует, что основанием к выплате повышенного размера фиксированной части страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности является нахождение на иждивении получателя пенсии лиц, находящихся на полном содержании пенсионера либо получающих от него помощь, являющуюся основным источником средств их существования.
Судом установлено, что на основании заявления Головина А.М. от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) ему была установлена фиксированная выплата в повышенном размере с учетом нахождения на иждивении супруги Головиной Н.Г., о чем свидетельствует решение № от ДД.ММ.ГГГГ.
При постановке на учет пенсионного дела истца ответчиком УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об устранении выявленной ошибки № на основании ч. 4 ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях», а именно о прекращении выплаты фиксированной доплаты к пенсии в повышенном размере с ДД.ММ.ГГГГ в связи с недоказанностью факта нахождения на иждивении Головиной Н.Г. у Головина А.М.
Действительно ч. 4 ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Основанием для исправления выявленной ошибки явилось отсутствие документов, подтверждающих доходы и расходы супругов Головиных, а так же недостаточности имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе справки о совместном проживании, свидетельства о заключении брака, трудовой книжки Головиной Н.Г.
Вместе с тем, при оценке законности принятого ответчиком решения следует учесть, что под полным содержанием членов семьи понимаются действия кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Члены семьи должны получать содержание только от кормильца, то есть они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество кормильца являлись единственным источником средств их существования.
Под постоянным и основным источником средств, к существованию понимается помощь кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени, то есть эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю). Из действий кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.
Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, пособие и т.п.).
Для признания помощи кормильца основным источником средств, к существованию она должна по своим размерам быть такой, чтобы без неё члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами. Помощь кормильца должна была составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Для признания факта нахождения на иждивении не всегда обязательно условие совместного проживания членов семьи с кормильцем.
Как следует из материалов дела, Головины А.М. и Н.Г. согласно свидетельству о заключении брака I-СП № состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудовым книжкам супругов установлено, что Головин А.М. прекратил трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, Головина Н.Г. – с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справкам УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Головин А.М. является получателем страховой пенсии по старости в размере 15 336, 26 руб., Головина Н.Г. – 8 058, 75 руб.
Согласно паспортам установлено, что Головин А.М. и Головина Н.Г. зарегистрированы по адресу <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит Головину А.М. на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, прошедшего государственную регистрацию (запись №).
Так же суду были предоставлены квитанции, свидетельствующие о внесении платы за потребленные коммунальные ресурсы и жилищные услуги.
Указанные обстоятельства, в том числе факт совместного проживания, наличие у Головиной Н.Г. заболевания, требующего постоянного медикаментозного лечения, были так же подтверждены показаниями свидетелей Катаровской Л.А., Головиным А.А., которые кроме того пояснили, что Головина Н.Г. фактически находится на иждивении мужа Головина А.М., семья иной материальной помощи не получает.
Исходя их совокупного анализа предоставленных доказательств, суд установил, что Головина Н.Г. в силу своего возраста, отсутствия иного дохода, позволяющего удовлетворить все необходимые потребности, низкого размера пенсии (ниже прожиточного уровня, установленного на 4 квартал 2018 года в размере 8 464 руб.), получения истцом пенсии в размере, почти в два раза превышающим размер пенсии Головиной Н.Г., отсутствия иных членов семьи, осуществляющих материальную помощь семье, находится на иждивении мкжа.
Доказательств обратного суду предоставлено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях», действующего с 01.01.2015 года, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ст. 21 Закона «О страховых пенсиях» Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж и об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Судом установлено, что при первичном установлении Головину А.М. федеральной доплаты к пенсии, заявителем были предоставлены свидетельство о заключении брака, сведения о прекращении трудовой деятельности, получении страховой пенсии, а так же справка №1106 от 28.07.2015 года администрации городского поселения «Золотореченское».
Анализируя указанную справку судом установлено, что наряду со сведениями о совместном проживании администрацией городского поселения «Золотореченское» был подтверждён факт нахождения Головиной Н.Г. на иждивении мужа Головина А.М.
В соответствии с п. 82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, вывод УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ № о недоказанности факта нахождения на иждивении Головиной Н.Г. у Головина А.М. не соответствуют требованиям нормативных актов. Оснований недостоверности справки № от ДД.ММ.ГГГГ и иных предоставленных Головиным А.М. документов при установлении федеральной доплаты к пенсии в повышенном размере УПФР в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) обжалуемое решение не содержит.
Так же отсутствуют доказательства о том, что при постановке на учет в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с ДД.ММ.ГГГГ материальное положение Головиных изменилось.
При таких обстоятельствах, решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ противоречит действующим нормативным актам и подлежит признанию незаконным.
С учетом установления судом факта нахождения на иждивении Головиной Н.Г. у мужа на момент постановки на учет в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) за Головиным А.М. должно быть признано право на установление размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца Головиной Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Голлвина А.М. с учетом иждивенца с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Головина А.М. к УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение руководителя УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, Головину А.М. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать право Головина А.М. на установление размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом иждивенца Головиной Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии Головина А.М. с учетом иждивенца с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.П. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2019 года.
Свернуть