Каланчина Любовь Георгиевна
Дело 2-805/2017 ~ М-675/2017
В отношении Каланчиной Л.Г. рассматривалось судебное дело № 2-805/2017 ~ М-675/2017, которое относится к категории "Дела, связанные с социальными спорами" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Красносулинском районном суде Ростовской области в Ростовской области РФ судьей Мищенко Е.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Дела, связанные с социальными спорами", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Каланчиной Л.Г. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 22 июня 2017 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Каланчиной Л.Г., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с социальными гарантиями →
- гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
Дело № 2-805/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
22 июня 2017 года г. Красный Сулин
Ростовская область
Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Мищенко Е.В.
при секретаре Сергеевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каланчиной Л.Г. к Управлению социальной защиты населения <адрес> об установлении факта нахождения на иждивении, обязании произвести выплаты
у с т а н о в и л :
Каланчина Л.Г. обратилась в Красносулинский районный суд Ростовской области с иском к УСЗН <адрес> об установлении факта нахождения на иждивении по тем основаниям, что она с ДД.ММ.ГГГГ является нетрудоспособной по достижении пенсионного возраста. С этого момента и до смерти ее супруга - ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на его иждивении. Её супруг принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС. Ему при жизни выплачивались: пенсия по возрасту и пенсия по инвалидности в сумме – 25108,06 рублей; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в сумме– 15036,82 рублей; ежегодная компенсация на оздоровление (в пересчете на каждый месяц) - 385,70 рублей; ежемесячная компенсация на питание в сумме 2776,97 рублей, адресная социальная выплата в сумме 703,91 рублей, всего ежемесячно на день смерти ФИО1 выплачивалось 44017,46 рублей. Пенсия истца составляла – 12358,58 рублей. Разница в доходах составляет – 31658,88 рублей. С момента заключения брака истец с мужем проживали совместно, вели общее хозяйство. Учитывая размер пенсии истца, ей не хватало средств на приобретение продуктов питания, ...
Показать ещё...одежды, обуви, предметов домашнего обихода, лекарственных средств, а размер доходов её супруга превышал доход истца более, чем в три раза. Его помощь была существенной и являлась основным источником существования истца. Просит суд установить факт её нахождения на иждивении мужа ФИО1
В уточненном исковом заявлении истец указывает, что она обратилась к ответчику с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, как нетрудоспособному иждивенцу ФИО1, однако ей было отказано и рекомендовано установить данный факт в судебном порядке. Просит суд установить факт нахождения Каланчиной Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на иждивении своего супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и обязать ответчика производить выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с даты смерти её супруга ФИО1, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заедание истец Каланчина Л.Г. не явилась, ослушании дела была извещена надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ в её отсутствие с участием её представителя адвоката Рысиковой А.А.
В судебном заседании представитель истца адвокат Рысикова А.А. в полном объеме поддержала уточненные исковые требования, по основаниям, изложенным в нем и пояснила, что муж истца являлся инвалидом <данные изъяты>, проживали с истцом совместно. После смерти супруга истец проживает одна, дочь проживает отдельно, помощи истцу не оказывает, получателем алиментов и выплат УСЗН истец не является, индивидуальным предпринимателем не является. Просит суд удовлетворить заявление Каланчиной Л.Г.
В судебном заседании представитель ответчика УСЗН <адрес> по доверенности ФИО6 исковые требования в части установления факта нахождения на иждивении признала, а в части обязании производить выплаты с момента смерти супруга истца – не признала и пояснила, что ФИО1 являлся инвалидом <данные изъяты>, умер ДД.ММ.ГГГГ. Его супруга Каланчина Л.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УСЗН с заявлением о выплате компенсации, приложив необходимые документы. Её дело было направлено в Министерство труда и соцзащиты населения <адрес>, которое принимает решение по заявлению граждан. Однако вернулось сообщение, что отсутствует документ, подтверждающий нахождение истца на иждивении супруга, и предложили подтвердить данный факт судебным решением. Обратила внимание, что выплата компенсации начинается с момента обращения гражданина в УСЗН с заявлением о выплате.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, и дав оценку всем доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.
Под иждивенством согласно ч 3 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ и ч. 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ понимается нахождение членов семьи кормильца на его полном содержании или получение от него помощи, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Следовательно, юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи кормильца. При этом постоянный характер помощи означает, что она была не случайной, единовременной, а оказывалась систематически в течение некоторого периода, и что кормилец взял на себя заботу о содержании данного члена семьи. Не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от кормильца помощь эпизодически, нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно ст. 1088 Гражданского кодекса РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют, в том числе, нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. Вред возмещается женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно.
Согласно п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), гарантируется: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5 000 рублей;
инвалидам II группы - 2 500 рублей;
инвалидам III группы - 1 000 рублей.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для удовлетворения исковых требований Каланчиной Л.Г. является установление факта ее нетрудоспособности и факта нахождения на иждивении гражданина, поименованного в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно подпункта "б" пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Достижение общеустановленного пенсионного возраста (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") является безусловным основанием для признания такого лица нетрудоспособным независимо от фактического состояния его трудоспособности.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и истцом Каланчиной (в девичестве ФИО9) Л.Г. заключен брак (л.д.5).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (л.д. 6).
Истец Каланчина Л.Г. и ФИО1 проживали совместно и вели общее хозяйство. Из материалов дела следует, что ФИО1 бессрочно установлена <данные изъяты> инвалидности по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС (л.д.7,8).
Ежемесячный доход ФИО1 на момент смерти составлял 45605,14 рублей, из них: пенсия по старости – 25108,06 рублей, ежемесячная денежная компенсация на питание в сумме 3076,87 рублей, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в сумме – 16660,80 рублей; ежемесячные денежные выплаты на ЖКУ жилищные услуги – 48,51, адресная социальная выплата – 325,20 рублей, ежегодная компенсация на оздоровление (в пересчете на каждый месяц) – 385,70 рублей (л.д. 9-17,24-33).
Истец Каланчина Л.Г. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, размер которой до февраля 2017 составлял 11725,47 рублей, за февраль, март 2017 года – 12358,58 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – 12387,53 рублей (л.д. 18-19,20,21-23).
Таким образом, учитывая период совместного проживания супругов Каланчиной Л.Г. и ФИО1, принимая во внимания сведения о размерах их пенсионного и социального обеспечения, суд приходит к выводу о том, что истец на момент смерти супруга, являющегося инвалидом <данные изъяты> вследствие чернобыльской катастрофы, была нетрудоспособной, проживала совместно с ФИО1, и находилась на его иждивении, поскольку назначенная ей пенсия по старости значительно ниже дохода ФИО1, иных доходов она не имеет.
То обстоятельство, что на момент смерти супруга, истец получала пенсию по старости, не свидетельствует об отсутствии у истца права на получение компенсации, поскольку размер получаемой ею пенсии был значительно ниже дохода супруга.
Суд считает возможным признать за истцом право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Вместе с тем, требование об обязании ответчика выплачивать указанные компенсации с момента смерти ФИО1 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 №607 денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Каланчина Л.Г. обратилась в орган социальной защиты населения с заявлением и приложенными документами ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что право на получение ежемесячной денежной выплаты у истца возникло со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, предусмотренными п. 6 Порядка.
Суд находит, что требование заявителя нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованны представленными и исследованными в судебном заседании доказательствами и подлежат частичному удовлетворению по изложенным выше правовым основаниям.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каланчиной Л.Г. удовлетворить в части.
Установить факт нахождения Каланчиной Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении своего супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление социальной защиты населения <адрес> производить выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с момента обращения Каланчиной Л.Г. в Управление социальной защиты населения <адрес>.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2017 года.
Судья: Е.В. Мищенко
Свернуть