Киньшакова Неля Герасимовна
Дело 2-62/2021 ~ М-30/2021
В отношении Киньшаковой Н.Г. рассматривалось судебное дело № 2-62/2021 ~ М-30/2021, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Урупском районном суде Карачаево-Черкесской в Карачаево-Черкесской Республике РФ судьей Узденовой И.Б. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Киньшаковой Н.Г. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 6 апреля 2021 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Киньшаковой Н.Г., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации →
иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
Дело №2-62/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2021 года ст.Преградная
Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего – судьи Узденовой И.Б.
при секретаре Федьковой О.Д.,
с участием:
истца Киньшаковой Н.Г.,
представителя ответчика - Управления ГУ-отделения
Пенсионного фонда РФ по КЧР в Урупском районе Акперовой Л.И.,
представителя ответчика - РГБУЗ «Урупская ЦРБ» Чеккуева К.Х-Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киньшаковой Нели Герасимовны к Управлению ГУ-отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР в Урупском районе и РГБУЗ «Урупская ЦРБ» о взыскании задолженности по компенсационным выплатам и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Киньшакова Н.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать задолженность по ежемесячному пособию за период с 01 апреля 2018 года по 01 апреля 2020 года в размере 28 800, 00 рублей, а также моральный вред в размере 50 000,00 рублей.
В обоснование иска Киньшакова Н.Г. указала, что согласно заключению ВКК №517 от 22.07.2008 года она являлась лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе и получала ежемесячное пособие в размере <данные изъяты> рублей. С 01 апреля 2018 года в выплате пособия было отказано в связи с тем, что у нее не 1 группа инвалидности. Истец обратилась главному врачу РГБУЗ «Урупская ЦРБ» за медицинской справкой, подтверждающей, что она нуждается в постороннем постоянном уходе, но ей в выдаче медицинской справки отказали ввиду стабилизации состояния ее здоровья на момент обращения и нал...
Показать ещё...ичия признаков инвалидности второй группы.
В судебном заседании истец Киньшакова Н.Г. поддержала свои исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме. Добавила, что она относит себя к лицам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, так как много лет является инвалидом сначала третьей, а с 2010 года второй группы, состояние ее здоровья с каждым годом ухудшается, она не может ходить в магазин за продуктами питания, делать уборку в квартире и т.д. Ей помогают соседи и знакомые, назвать их фамилии не может, так как не знает их фамилий. Готовит себе пищу сама, но одной ей немного надо, да и она привыкла обходиться в основном готовыми продуктами. Стирает тоже сама, белье для просушки развешивает в квартире. Врач-кардиолог рекомендовал ей побольше ходить, хотя бы по 30 минут ежедневно, но она выходит на улицу редко. Пояснить суду кому и в каком размере она оплачивала за уход, не смогла. Утверждает, что уже два года к ней ходит социальный работник, но ее это не устраивает, так как она приходит по графику один раз в неделю. Считает несправедливым, что некоторые из ее знакомых получают это пособие все время, а она была лишена его в течение двух лет, и назначили ей его только с апреля 2020 года, то есть по достижению возраста 80 лет.
Представитель ответчика РГБУЗ «Урупская ЦРБ» Чеккуев К.Х-Д. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что Киньшакова Н.Г. не захотела проходить необходимое медицинское обследование, по результатам которого ей могло быть выдано (либо отказано в выдаче) медицинское заключение о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (заключение врачебно-консультационной комиссии). Истец хотела получить его без медицинского обследования, просто путем обращения к главному врачу. Однако, главврач лечебного учреждения РГБУЗ «Урупская ЦРБ» ей пояснила, что поскольку она является инвалидом <данные изъяты> группы и не имеет признаков инвалидности первой группы, такое заключение ей не положено. Заместитель главного врача А.А.Р. порекомендовала Киньшаковой Н.Г. обратиться к своему участковому врачу К.В.Н., у которого пройти обследование, но Киньшакова Н.Г. отказалась и ушла. Тем не менее, участковый врач регулярно посещал Киньшакову Н.Г., каких-либо ухудшений состояния ее здоровья, а, следовательно, и оснований для ВКК, не выявил.
Согласно п.1 Указа президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 ежемесячные компенсационные выплаты с 1 июля 2008 года устанавливаются в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н (ред. 19.01.2021) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы (МСЭ) граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека: способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, способность к ориентации, способность к общению, способность контролировать свое поведение.
Согласно, данному Приказу выдать справку о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) лечебное учреждение может только в отношении инвалидов, имеющих ограничения жизнедеятельности 3 степени в выше приведённых категориях. Учитывая, что Киньшакова Н.Г. не подпадает ни под один из выше приведенных критериев ограничения жизнедеятельности 3 степени, выдача ей справки (ВКК) о нуждаемости в постоянном постороннем уходе не возможна.
На основании изложенного РГБУЗ «Урупская ЦРБ» считает незаконным и необоснованным требование истца о возмещении задолженности по компенсационной выплате в размере 28 800 (двадцать восемь тысяч восемьсот) рублей 00 копеек и морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Управления ГУ-отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР в Урупском районе Акперова Л.И. в судебном заседании также просила отказать в удовлетворении исковых требований Киньшаковой Н.Г. При этом пояснила, что на основании заключения врачебно-консультационной комиссии Урупской ЦРБ №517 от 22.07.2008 года Киньшаковой Н.Г. была назначена и выплачивалась ежемесячная компенсационная выплата по уходу вплоть до апреля 2018 года. Поскольку Киньшакова Н.Г. является инвалидом <данные изъяты> группы, а повторное заключение ВКК ею представлено не было, с 1 апреля 2018 года указанную выплату прекратили и не предоставляли до апреля 2020 года, возобновив только по достижению Киньшаковой Н.Г. возраста 80 лет. В компетенцию Пенсионного фонда не входит определение нуждаемости лица в постоянном постороннем уходе, они лишь назначают и выплачивают указанную компенсацию на основании предоставленных им документов. Киньшаковой Н.Г. такие документы в Пенсионный фонд предоставлены не были, в связи с чем действия Пенсионного фонда по прекращению компенсационной выплаты за период с 1 апреля 2018 года по 1 апреля 2020 года являются законными и обоснованными. Киньшакова Н.Г. была своевременно уведомлена о прекращении выплаты и ей разъяснено, что назначение выплаты может быть произведено при предоставлении нового заключения лечебного учреждения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (уведомление №285 от 15.03.2018 года).
Свидетель А.А.Р. в судебном заседании пояснила, что работает заместителем главного врача в РГБУЗ «Урупская ЦРБ» и хорошо знает Киньшакову Н.Г., которая действительно много лет является инвалидом сначала третьей, а с 2010 года <данные изъяты> группы. В 2008 году Киньшаковой Н.Г. выдавалось заключение врачебно-консультативной комиссии о нуждаемости в постоянном постороннем уходе. На момент обращения Киньшаковой Н.Г. за таким заключением в 2018 году ей было предложено обратиться к своему участковому врачу, возможно пройти медицинское обследование, после чего вынести вопрос на комиссию, но Киньшакова Н.Г. ничего из этого делать не стала и вопрос о ее нуждаемости в постоянном постороннем уходе комиссией не рассматривался. Кроме того, заключение о нуждаемости лица в постоянном постороннем уходе выдается лицам с 3 степенью ограничений основных категорий жизнедеятельности, то есть лицам не способным к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, ориентации, с полной зависимостью от других лиц, к каковым Киньшакова Н.Г. не относится. Киньшакова Н.Г. самостоятельно приходит в больницу, посещает врачей, решает возникающие у нее вопросы, она часто видит Киньшакову Н.Г. в поселке, в магазинах, на улице. Поэтому неизвестно, каким бы было решение комиссии, если бы этот вопрос являлся предметом рассмотрения, так как у Киньшаковой Н.Г. на момент ее обращения в лечебное учреждение отсутствовали признаки инвалидности первой группы.
Выслушав истца, представителей ответчиков, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Из разъяснений Минсоцобеспечения РСФСР и Минздрава РСФСР от 2 и 14 августа 1991года №№ 17, 1-90-У «О применении статьи 21 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» следует, что выдача справок о нуждаемости в постороннем уходе пенсионерам осуществляется врачебно-консультативной комиссией (ВКК) на бланке лечебного учреждения и заверяется печатью учреждения. Справка выдается как по запросу органа социального обеспечения, так и при обращении граждан (р.1). В пункте 2 данных разъяснений указано: критерием для выдачи справки является наличие признаков инвалидности 1 группы у лиц пенсионного возраста, имеющих какую-либо группу инвалидности или не имеющих ее с учетом социального фактора, либо достижение гражданами 80-летнего возраста. Справка выдается бессрочно. Данные разъяснения Минсоцобеспечения РСФСР и Минздрава РСФСР являются рекомендацией по применению статьи 21 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 ежемесячные компенсационные выплаты с 1 июля 2008 года устанавливаются в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н (ред. 19.01.2021) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы (МСЭ) граждан федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы» выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека, предусмотренной пунктом 6 настоящих классификаций и критериев:
а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:
1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
Согласно данному Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 №585н выдать справку о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) лечебное учреждение может только в отношении инвалидов, имеющих ограничения жизнедеятельности 3 степени в выше приведённых категориях.
Как следует из отзыва РГБУЗ «Урупская ЦРБ» на исковое заявление и показаний заместителя главного врача РГБУЗ «Урупская ЦРБ» А.А.Р. Киньшакова Н.Г. не подпадает ни под один из выше приведенных критериев ограничения жизнедеятельности 3 степени.
В судебном заседании установлено, что Киньшаковой Н.Г. согласно заключению ВКК № 517 от 22.07.2008 был установлен диагноз с рядом заболеваний, по состоянию здоровья нуждалась в постоянном постороннем уходе (л.д.7).
Согласно выписному эпикризу из истории болезни №18591 от 01.10.2010 Киньшаковой Н.Г. был установлен диагноз: сахарный диабет, 2 тип, инсулинопотребный, тяжелая форма, ст. медикаментозной субкомпенсации (л.д. 6).
В соответствии с установленным диагнозом Киньшаковой Н.Г. 02.11.2010 установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности - общее заболевание (л.д.9).
Судом установлено также, что Киньшакова Н.Г. рекомендаций лечебного учреждения не выполнила, к участковому врачу не обратилась, медицинского обследования не прошла, в связи с чем вопрос о нуждаемости ее в постоянном постороннем уходе в 2018 году комиссией не рассматривался. Данные обстоятельства подтверждаются как представителем РГБУЗ «Урупская ЦРБ» Чеккуевым К.Х-Д., так и показаниями заместителя главного врача РГБУЗ «Урупская ЦРБ» А.А.Р. Сама Киньшакова Н.Г. не отрицает указанных обстоятельств, напротив, подтвердила в судебном заседании, что к своему участковому врачу не обращалась, так как считает это бесполезным, медицинское освидетельствование не проходила, была только на приеме у главврача, которая пояснила ей, что они не могут выдать ей справку о нуждаемости в постоянном постороннем уходе, поскольку нарушений функций организма у нее не отмечается, признаков инвалидности 1 группы не имеется, следовательно, и оснований проведения комиссии по данному вопросу тоже.
Таким образом, суд считает доказанным, что в период с 1 апреля 2018 года по 1 апреля 2020 года Киньшакова Н.Г. не являлась инвалидом I группы; лицом, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо лицом, достигшим возраста 80 лет. Следовательно, права на получение ежемесячной компенсационной выплаты по уходу не имела, в связи с чем исковые требования Киньшаковой Н.Г. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Киньшаковой Нели Герасимовны к Управлению ГУ-отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР в Урупском районе и РГБУЗ «Урупская ЦРБ» о взыскании задолженности по компенсационным выплатам и морального вреда отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд КЧР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Урупский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года.
Председательствующий И.Б. Узденова
Свернуть