Кудалб Зинаида Ивановна
Дело 11-164/2024
В отношении Кудалба З.И. рассматривалось судебное дело № 11-164/2024, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Апелляция проходила 31 июля 2024 года, где по итогам рассмотрения, все осталось без изменений. Рассмотрение проходило в Октябрьском районном суде г. Белгорода в Белгородской области РФ судьей Сидориной М.А.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Кудалба З.И. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 28 августа 2024 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Кудалбом З.И., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации →
иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- ИНН:
- 3123004716
- КПП:
- 312301001
- ОГРН:
- 1023101648228
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
УИД 31MS0083-01-2024-000754-43 дело № 2-724/2024 №11-164/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28.08.2024 г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Сидориной М.А.,
при секретаре Васильевой А.Е.,
с участием представителя истца Колотилова Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области на решение мирового судьи судебного участка № 11 Западного округа г. Белгорода от 22.05.2024 по гражданскому делу по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области к К.З.И. о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационных выплат,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области обратилось к мировому судье с иском к К.З.И.., в котором просило взыскать с ответчика излишне выплаченную сумму компенсационных выплат за период с 01.05.2023 по 30.06.2023 в размере 2400 руб.
Решением мирового судьи от 22.05.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение мирового судьи, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Полагал, что в действиях ответчика и третьего лица имело место злоупотребление правом.
Ответчик и третье лицо в суд не явились. Извещены своевременно и надлежащ...
Показать ещё...им образом о заседании суда апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи законным и обоснованным и не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 (далее - Правила).
Согласно пп. 2 и 3 Правил указанная компенсационная выплата назначается неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а ее выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 4 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», часть десятая ст. 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются гл. 60 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
Мировым судьей установлено, что 16.02.2021 К.Д.Д.. обратился в ОПФР по Белгородской области с заявлением о назначении ему компенсационной выплаты, как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход с 01.02.2021 за нетрудоспособным гражданином К.З.И.., 08.07.1940 г.р. В тот же день от К.З.И. в ОПФР по Белгородской области поступило заявление о согласии на осуществлении за ней ухода неработающим трудоспособным лицом К.Д.Д.
Согласно решения пенсионного органа о назначении ежемесячной компенсационной выплаты от 19.02.2021 компенсационная выплата в размере 1200 руб. с 01.02.2021 на период осуществления ухода производится к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину К.З.И.
В соответствии с решением от 11.07.2023 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) №№ ОПФР выявлена ошибка, допущенная при выплате компенсационных выплат К.З.И.. Переплата образовалась в связи с трудоустройством ухаживающего лица К.Д.Д. с 01.05.2023 по 30.06.2023.
Сведениями о трудовой деятельности Кудалб Д.Д. установлено, что он в период ухода за К.З.И.. осуществлял трудовую деятельность в ООО «<данные изъяты>» с 04.04.2023.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии. Подав соответствующие заявления в ОПФР, К.Д.Д. и К.З.И.. обязаны нести ответственность за свои действия, последствия своего бездействия, что как полагает апеллянт не было учтено судом.
Суд отклоняет приведенные доводы.
Материалами дела установлено, что компенсационная выплата была назначена к пенсии К.З.И.., и вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, истец не представил суду доказательств того, что последняя, получая пенсию, передавала денежные средства К.Д.Д.. и что тот их получал.
Исходя из приведенных положений законодательства следует, что право на ежемесячную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении ежемесячной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.
Основанием для прекращения ежемесячной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение ежемесячной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная ежемесячная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Согласно руководящим разъяснениям, данным в Определении Верховного Суда РФ от 17 февраля 2020 г. № 4-КГ19-74 по иску ГУ – УПФР о взыскании излишне выплаченных денежных средств, с учетом исковых требований относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права подлежит в обязательном порядке установление судом недобросовестности в действиях ответчика при получении им соответствующих выплат в заявленный истцом период. Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае К.З.И..) по требованиям о взыскании компенсационных выплат презюмируется, суду следует возложить бремя доказывания недобросовестности К.З.И.. при получении в период с 01.05.2023 по 30.06.2023 компенсационных выплат на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья указал на не предоставление истцом доказательств недобросовестности в действиях К.З.И.. при получении ею в спорный период компенсационных выплат.
Таких доказательств не представлено и суду апелляционной инстанции.
В связи с указанным рассуждения представителя истца о том, что спор рассмотрен мировым судьей в отсутствие ответчика и третьего лица, не представивших доказательств своей добросовестности при получении спорных компенсационных выплат, отсутствии последних в суде апелляционной инстанции, подлежат отклонению, как не свидетельствующие о незаконности принятого мировым судьей решения.
Участники процесса были надлежащим образом уведомлены о рассмотрении дела как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции.
Неявка последних в суд является их исключительным волеизъявлением.
Учитывая вышеприведенные разъяснения Верховного Суда РФ, подлежащие неукоснительному применению судами РФ в правоприменительной практике, попытка представителя апеллянта переложить бремя доказывания юридически значимых обстоятельств по делу на иных участников процесса, является неуместной.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1- 330 Гражданского процессуального кодекса Российский Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 11 Западного округа г. Белгорода от 22.05.2024 по гражданскому делу по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области к К.З.И. о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационных выплат оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области – без удовлетворения.
Данное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Белгорода может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28.08.2024.
Судья М.А. Сидорина
Свернуть