Манжинская Юлия Александровна
Дело 2-98/2015 (2-1991/2014;) ~ М-1911/2014
В отношении Манжинской Ю.А. рассматривалось судебное дело № 2-98/2015 (2-1991/2014;) ~ М-1911/2014, которое относится к категории "Споры, связанные с наследственными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Кировском городском суде Ленинградской области в Ленинградской области РФ судьей Невской Н.С. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с наследственными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Манжинской Ю.А. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 2 февраля 2015 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Манжинской Ю.А., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с наследованием имущества
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело № 2-98/2015 02 февраля 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский городской суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Невской Н.С.,
при секретаре судебного заседания Тушенцовой С.В.,
с участием истца Манжинской Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Манжинской Ю. А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе Ленинградской области о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
У С Т А Н О В И Л:
Манжинская Ю.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском районе Ленинградской области, ссылаясь на то, что является правопреемником застрахованного лица – отца М.А.В., умершего 16 мая 2012 года. Поскольку не знала о праве на получение по наследству пенсионных накоплениях отца, а Пенсионный фонд ее об этом в соответствии с законодательством Российской Федерации не известил, пропустила шестимесячный срок для обращения за указанной выплатой. Ссылаясь на ст. 1155 ГК РФ, просила восстановить срок для получения пенсионных накоплений умершего М.А.В.. (л.д. 1).
В ходе судебного разбирательства Манжинская Ю.А. изменила основания иска – в обоснование требований сослалась на Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и просила восстановить пропущенный срок на обращение за в...
Показать ещё...ыплатой средств пенсионных накоплений М.А.В. (л.д. 47).
В судебном заседании Манжинская Ю.А. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, в заявлении в адрес суда просил рассматривать дело в его отсутствие (л.д. 53, 55).
Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица Манжинская Ж.А. (супруга М.А.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена, в ходе судебного разбирательства возражений против удовлетворения иска не высказала (л.д. 50, протокол судебного заседания от 15 декабря 2014 года, л.д. 45-49).
Суд, выслушав истца Манжинскую Ю.А, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно п.п. «г» п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 6 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случаях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, предусмотренном п. 12 ст. 9 данного Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств.
При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
1) в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
2) во вторую очередь – братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.
В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, указанных в данном пункте, эти средства учитываются в составе пенсионного резерва. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.
В силу п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 6 ст. 16 данного Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в п. 6 ст. 16 данного Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым данного пункта.
Законодательством Российской Федерации не установлен перечень уважительных причин, при наличии которых может быть восстановлен срок для обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважительными причинами могут быть признаны не только обстоятельства, связанные с личностью истца, но и обстоятельства, свидетельствующие о нарушении государственным органом возложенных на него в законодательном порядке обязанностей, связанных с обеспечением условий для реализации заинтересованными лицами прав в порядке п. 1 ст. 9, п. 12 ст. 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Умерший 16 мая 2012 года М.А.В. приходится отцом истцу Манжинской Ю.А., супругом третьему лицу Манжинской Ж.А. (л.д. 3, 4, 20).
На день смерти М.А.В. был зарегистрирован совместно с дочерью Манжинской Ю.А. и супругой Манжинской Ж.А. по адресу: <адрес> (л.д. 19).
Как указывает сам ответчик, уведомление о накопительной части пенсии лицам, проживающим по адресу регистрации умершего застрахованного лица, не направлялось (л.д. 55).
Суд приходит к выводу, что ответчик не выполнил обязанности, предусмотренной п. 8 «Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2007 года № 741 (далее – Правила).
Пунктом 7 ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
В свою очередь, вышеуказанные Правила устанавливают (абзац 1 пункта 8 Правил), что территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Указанные нормы возлагают на пенсионный орган обязанность по извещению правопреемников, безотносительно того, являются ли такие лица правопреемниками по закону или правопреемниками по заявлению.
Таким образом, при наличии заявления застрахованного лица об определении лиц, которым должна быть произведена выплата, извещение должно направляться правопреемникам по заявлению, а при отсутствии указанного заявления застрахованного лица извещение должно направляться правопреемникам по закону.
Абзац 2 п. 8 Правил устанавливает порядок уведомления правопреемников по заявлению, предусматривая ограничительные условия о сроке извещения правопреемников по заявлению – не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
В отношении правопреемников по закону соблюдение указанного срока является невозможным в силу того, что у пенсионного органа отсутствуют сведения о наличии правопреемников по закону и их месте жительства. Между тем, исходя из буквального толкования положения абзаца 1 п. 8 Правил, пенсионный орган обязан принять меры по извещению, а значит путем истребования соответствующих документов (справки по форме № 9, сведений от нотариуса) установить круг правопреемников по закону и направить им соответствующие извещения в разумные сроки после получения соответствующей информации.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что ответчик был обязан принять меры по извещению правопреемников М.А.В. о возможности получения ими средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Из изложенного следует, что в нарушение абзаца 1 п. 8 Правил ответчик не сообщил истцу о возможности получения средств пенсионных накоплений М.А.В. и тем самым создал предпосылки для пропуска Манжинской Ю.А. срока для обращения за получением средств пенсионных накоплений.
Поскольку на момент смерти отца у истца Манжинской Ю.А. отсутствовали сведения о его пенсионных накоплениях, ввиду чего отсутствовала информация и о возможности реализации своих прав на их получение в пенсионном органе, то суд считает уважительными причины пропуска Манжинской Ю.А. процессуального срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений ее отца.
Наряду с этим суд также считает заслуживающими внимания доводы Манжинской Ю.А. об иных уважительных причинах пропуска срока для обращения в пенсионный орган, препятствующих ей своевременно обратиться в УПФР в Кировском районе Ленинградской области.
Факт указанных обстоятельств подтверждается свидетельством о рождении у Манжинской Ю.А. ДД.ММ.ГГ ребенка – Ш.К.А., справкой работодателя истца – <данные изъяты>» о том, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Манжинская Ю.А. находилась в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до трех лет (л.д. 67, 68), а также показаниями свидетелей Ш.А.В.. (гражданский муж истца) и А.Г.И. (знакомая истца), подтвердивших указанные факты и пояснивших, что после смерти отца и с момента рождения ребенка до выхода на работу у Манжинской Ю.А. не было возможности обратиться в Пенсионный фонд (протокол судебного заседания от 15 декабря 2014 года, л.д. 45-49).
Указанные факты ответчиком не опровергнуты.
Супруга застрахованного лица Манжинского А.В. – Манжинская Ж.А., своих прав на его пенсионные накопления не заявила.
Учитывая изложенное, суд исковые требования удовлетворяет.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Восстановить Манжинской Ю. А. пропущенный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица – М.А.В..
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.
Судья Н.С. Невская
Свернуть