Меркушин Сергей Леонидович
Дело 2-2687/2025 (2-12552/2024;) ~ М-9870/2024
В отношении Меркушина С.Л. рассматривалось судебное дело № 2-2687/2025 (2-12552/2024;) ~ М-9870/2024, которое относится к категории "Иски, связанные с возмещением ущерба" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Центральном районном суде г. Тюмени в Тюменской области РФ судьей Стреколовской О.А. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Иски, связанные с возмещением ущерба", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Меркушина С.Л. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 3 апреля 2025 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Меркушиным С.Л., вы можете найти подробности на Trustperson.
О компенсации морального вреда, в связи с причинением вреда жизни и здоровью
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- ИНН:
- 7203498391
- ОГРН:
- 1207200002987
- Вид лица, участвующего в деле:
- Прокурор
72RS0025-01-2024-016035-19
Дело № 2-2687/2025
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 03 апреля 2025 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Стреколовской О.А.,
при секретаре Мутьевой М.А.,
при участии помощника прокурора Центрального АО г.Тюмени Серебренниковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меркушина С.Л. к ООО «Строительная компания Новатор» о компенсации морального вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве,
УСТАНОВИЛ:
Истец Меркушин С.Л. обратился в суд с иском к ответчику ООО «Строительная компания Новатор» о компенсации морального вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве в размере 800 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Меркушиным С.Л. и ООО «Строительная компания Новатор» был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым Меркушин С.Л. был принят в ООО «Строительная компания Новатор» на должность электросварщика ручной сварки. ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 10 минут произошел несчастный случай на объекте капитального строительства «жилые дома по адресу: <адрес>, кадастровый №» - воздействие неконтролируемого огня (пожара) в здании (сооружении), возникшее из-за взрыва газового баллона в контейнере, где хранились рабочие инструменты. Меркушину С.Л., пострадавшему в результате несчастного случая, был поставлен диагноз «<данные изъяты>. Истцу был открыт электронный лист нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, закрыт ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки комиссией было установлено, что данное увечье, полученное истцом при исполнении трудовых обязанностей, явилось результатом несчастного случая при исполнении трудовых обязанностей, что подтверждается актом № о нес...
Показать ещё...частном случае на производстве. Установлена вина работодателя в произошедшем несчастном случае. Истец длительное время был ограничен в передвижении, так как это сопровождалось физической болью и переживаниями за свой физический облик, поскольку пострадало лицо. Значительную часть времени была утрачена истцом трудоспособность.
Истец Меркушин С.Л., его представитель Гермаш Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ООО «Строительная компания Новатор» Веретельников А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям изложенным в возражениях на иск.
Прокурором в судебном заседании было дано заключение об обоснованности заявленных Меркушиным С.Л. исковых требований.
Заслушав участвующих лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Меркушиным С.Л. и ООО «Строительная компания Новатор» был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым Меркушин С.Л. был принят в ООО «Строительная компания Новатор» на должность электросварщика ручной сварки (л.д. 15-19).
ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 10 минут произошел несчастный случай на объекте капитального строительства «жилые дома по адресу: <адрес>, кадастровый №» - воздействие неконтролируемого огня (пожара) в здании (сооружении), возникшее из-за взрыва газового баллона в контейнере, где хранились рабочие инструменты, что подтверждается актом о несчастном случае на производстве № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-48).
Меркушину С.Л., пострадавшему в результате несчастного случая, был поставлен диагноз «<данные изъяты> (л.д. 34-37).
Меркушину С.Л. был открыт электронный лист нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, закрыт ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений абзацев четвертого и четырнадцатого части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Этим правам работника корреспондируют обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзацы четвертый, пятнадцатый и шестнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (абзац второй части 2 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент несчастного случая с А.С.ИБ.)).
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно пункту 2 статьи 1083 указанного Кодекса, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее по тексту - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33) разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в частности установленного факта несчастного случая, возникшего, в том числе, из-за неудовлетворительной организации ООО «Строительная компания Новатор» производственных работ, выразившейся в несоблюдении требований законодательства Российской Федерации в сфере пожарной промышленной безопасности (не контролируется хранение баллонов (пропан)), отсутствии организации складского хозяйства и охрана материальных ценностей, учитывая, что Меркушину С.Л. в результате несчастного случая на производстве был причинен вред здоровью, суд приходит к выводу о взыскании с ООО «Строительная компания Новатор» в пользу Меркушина С.Л. компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ООО «Строительная компания Новатор» подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования городской округ г. Тюмень в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Меркушина С.Л. удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Строительная компания «Новатор», ИНН 7203498391, в пользу Меркушина С.Л. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «Строительная компания «Новатор», ИНН 7203498391, в доход бюджета муниципального образования городской округ Тюмень государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 апреля 2025 года.
Судья О.А. Стреколовская
Свернуть