Мусикаева Татьяна Васильевна
Дело 2-134/2017 (2-2129/2016;) ~ М-2060/2016
В отношении Мусикаевой Т.В. рассматривалось судебное дело № 2-134/2017 (2-2129/2016;) ~ М-2060/2016, которое относится к категории "Споры, связанные с жилищными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Канашском районном суде Чувашской в Чувашской Республике - Чувашии РФ судьей Ивановой Т.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с жилищными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Мусикаевой Т.В. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 15 февраля 2017 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Мусикаевой Т.В., вы можете найти подробности на Trustperson.
Другие жилищные споры →
Иные жилищные споры
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
Гр. дело №2-134-2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре Стальской К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусикаевой Т.В. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании ее сиротой, восстановлении срока для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Мусикаева Т.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании ее сиротой, восстановлении срока для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по дог...
Показать ещё...овору найма специализированных жилых помещений ( л.д. №).
Обосновывая свои исковые требования, Мусикаева Т.В. указала, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, до совершеннолетия воспитывалась в <данные изъяты>. О том, что она имеет право состоять на учете с целью получения жилого помещения, администрация г. Канаш ее не уведомляла. ДД.ММ.ГГГГ она завершила обучение в <данные изъяты>, после чего поступила учиться в <данные изъяты>. С заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях она в администрацию г. Канаш не обращалась, о необходимости постановки на такой учет узнала от лиц, с которыми училась вместе в школе-интернате. В последующем она обратилась в администрацию г. Канаш с заявлением о принятии ее на такой учет. Письмом главы администрации г. Канаш от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в обеспечении жилым помещением.
Как указывает в своем исковом заявлении Мусикаева Т.В., она осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, ее отец умер в ДД.ММ.ГГГГ году, мать была лишена родительских прав, а ДД.ММ.ГГГГ последняя умерла.
Как указывает в своем исковом заявлении Мусикаева Т.В., органы опеки и попечительства обязаны были предпринять все меры по выявлению и включению ее в список нуждающихся в жилых помещениях. Однако органы опеки и попечительства свои обязанности должным образом не выполнили, что является основанием для восстановления ее права на обеспечение жилым помещением. В настоящее время у нее нет собственного жилья.
Истица Мусикаева Т.В. в судебном заседании свои исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, уточнив и дополнив, что с детства она проживала в <адрес> с бабушкой О.; с <данные изъяты> классы она училась и проживала в <данные изъяты>, <данные изъяты> классов которой завершила в ДД.ММ.ГГГГ году. После этого она поступила учиться в <данные изъяты>, но учиться там не стала, вернулась в г.Канаш, вселилась к маме - М. в жилой <адрес>, работала <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ мама умерла. После этого она стала сожительствовать с Б., вселилась к нему в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Б. умер. В настоящее время она проживает в квартире Александрова В.Г., собственного жилья не имеет.
Представитель истца - Александров В.Г. исковые требования Мусикаевой Т.В. поддержал, пояснив, что из-за ненадлежащего исполнения работниками органа опеки и попечительства своих должностных обязанностей Мусикаева Т.В. не была своевременно принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Мусикаева Т.В. в силу своей юридической неграмотности не знала о том, что для того, чтобы быть обеспеченной жильем, необходимо сначала обратиться в администрацию г. Канаш с соответствующим заявлением. Об этом она узнала от своих одноклассников по школе-интернату лишь в ДД.ММ.ГГГГ году.
Ответчик - представитель администрации г. Канаш Чувашской Республики С. исковые требования Мусикаевой Т.В. не признала, пояснив, что из преамбулы Федерального закона РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из ст.1 указанного закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-хлетнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе на обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста. Между тем, Мусикаевой Т.В. статус лица из числа детей-сирот утрачен ДД.ММ.ГГГГ года, то есть, когда ей исполнилось 23 года. В соответствии с положениями жилищного законодательства право на получение жилого помещения носит заявительный характер, о чем гражданин обязан подать органу местного самоуправления заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье, то есть заявить о себе и о своем праве на обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье (части 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Россикой Федерации). Истица достигла совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ года. С указанного момента она не лишена была возможности самостоятельно реализовать свои права и самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления по вопросу принятия ее на учет для получения жилья. Однако на протяжении пяти лет до достижения 23-летнего возраста Мусикаева Т.В. таким правом не воспользовалась.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Мусикаева Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.№).
Из указанной копии записи акта о рождении следует, что ее матерью является М., сведения об отце отсутствуют ( л.д.№).
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Мусикаева Т.В. лишена родительских прав в отношении дочери Мусикаевой Т.В.
Следовательно, в соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Мусикаева Т.В. имела статус лица, оставшегося без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ Мусикаева Т.В. обратилась в администрацию г. Канаш с письменным заявлением, в котором просила предоставить ей жилое помещение ( л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Канаш сообщила Мусикаевой Т.В. о том, что оснований для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не имеется, поскольку она на момент обращения с заявлением достигла предельного для включения в указанный список возраста 23 года ( л.д.№).
Анализируя законность указанного сообщения, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.109.1 ч.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из преамбулы Федерального закона РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из ст.1 указанного закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-хлетнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе на обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста.
Между тем, Мусикаевой Т.В. статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, утрачен ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда ей исполнилось 23 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Мусикаева Т.В. достигла совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ.
При этом она на протяжении оставшихся пяти лет до достижения 23-летнего возраста могла самостоятельно реализовать свои права на улучшение жилищных условий и обратиться в установленном законом порядке в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет для получения жилья.
Однако Мусикаева Т.В. данное право не реализовала, с соответствующим заявлением в администрацию г.Канаш не обратилась, несмотря на то, что в это время она жила и работала в городе Канаше Чувашской Республики.
Между тем предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких граждан в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истица Мусикаева Т.В. не представила суду доказательства, свидетельствующие о том, что до достижения ею 23 лет она по уважительным причинам не могла обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей жилого помещения на льготных основаниях.
Правовая неосведомленность Мусикаевой Т.В. не является обстоятельством, свидетельствующим об уважительной причине необращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Законом не предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства подавать заявления о постановке на учет для получения жилого помещения вне очереди указанной категории граждан.
Поэтому доводы представителя истца о том, что из-за ненадлежащего исполнения работниками органа опеки и попечительства своих должностных обязанностей Мусикаева Т.В. не была своевременно принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются несостоятельными.
Следовательно, в иске Мусикаевой Т.В. к администрации г.Канаш о признании ее сиротой, восстановлении срока для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Мусикаевой Т.В. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании ее сиротой, восстановлении срока для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Свернуть