Николаева Ангелина Ивановна
Дело 2-715/2015 ~ М-404/2015
В отношении Николаевой А.И. рассматривалось судебное дело № 2-715/2015 ~ М-404/2015, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Канашском районном суде Чувашской в Чувашской Республике - Чувашии РФ судьей Ефимовой А.М. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Николаевой А.И. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 21 мая 2015 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Николаевой А.И., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
Дело № 2-715/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Ивановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой А.И. к УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР, К. Райпо об обязании определить размер трудовой пенсии, исходя из фактического размера заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года, взыскании убытков в виде недополученной суммы трудовой пенсии,
установил:
Николаева А.И. с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований обратилась в суд с иском к УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР (далее - Управление), К. Райпо (далее - К. Райпо) об обязании Управления определить размер трудовой пенсии, исходя из фактического размера заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года, составляющее №, и взыскании с К. Райпо убытков в виде недополученной суммы трудовой пенсии в размере №.
Требования мотивировала тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ года является пенсионером по возрасту. Пенсия была установлена ей в размере №. При первичном обращении за назначением пенсии ею в качестве документа о среднемесячном заработке была предоставлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная работодателем - К. Райпо. Согласно указанной справке размер ее заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года составил №. Однако указанный размер заработной платы не соответствует действительности, так как фактическая ее заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года составила №, что подтверждается справкой К. Райпо от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что расхождение в части размера зарплаты за ДД.ММ.ГГГГ года со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ произошли ввиду механической ошибки бухгалтера. Вышеуказанная ошибка, допущенная работодателем, привела к тому, что размер ее заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года, использованный Управлением в расчетах размера ее трудовой пенсии, оказался занижен по сравнению с фактическим размером на № рублей. Считает, что первоначально установленный ей размер трудовой пенсии был начислен исходя из заниженных сведений о ее среднемесячном заработке, чт...
Показать ещё...о привело к нарушению ее пенсионных прав. Также заниженной оказалась база для всех последующих индексаций размера трудовой пенсии. В ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в Управление с просьбой определить размер трудовой пенсии, исходя из фактического размера заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года, а также начислить и выплатить сумму трудовой пенсии, недополученной вследствие первоначального расчета размера, исходя из ошибочно указанной К. Райпо в справке № от ДД.ММ.ГГГГ заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года. Письмом Управления признан факт недополучения ею пенсии по причинам, не зависящим от нее, а именно в результате недостоверных сведений, предоставленных работодателем - К. Райпо.
В результате представленных К, Райпо недостоверных сведений о размере заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года ей причинены убытки в виде неполученных доходов. А именно суммы трудовой пенсии, которые она получила бы, если бы ее право не было бы нарушено, то есть в случае представления Управлению достоверных сведений о заработной плате. Ссылаясь на ч. 1 ст. 15 ГК РФ просит взыскать с К. Райпо убытки в виде недополученной суммы трудовой пенсии в размере №.
В судебном заседании истец Николаева А.И. поддержала свои уточненные исковые требования по изложенным в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ основаниям, вновь привела их суду.
Представитель ответчика - УПФР в городе К. и К. районе ЧР Т., действующая на основании доверенности, исковые требования Николаевой А.И. не признала, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ года специалистами Управления был выявлен факт расхождения заработной платы истца за ДД.ММ.ГГГГ года по справкам, выданным работодателем (К. Райпо) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в которых размер ее зарплаты был указан соответственно № и №. Право на перерасчет размера страховой пенсии по старости в сторону увеличения с учетом выявленной ошибки в заработной плате было реализовано истцом в ДД.ММ.ГГГГ году путем подачи соответствующего заявления, к которому была приобщена и справка о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ истцу произведен перерасчет страховой пенсии с учетом указанной справки о зарплате. В соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для установления и выплаты трудовой пенсии, несут физические и юридические лица (работодатели).
Представитель ответчика - К. Райпо З. действующий на основании доверенности, исковые требования Николаевой А.И. не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, указав, что истцу еще в ДД.ММ.ГГГГ года было известно об описке в справке № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной К. Райпо, ибо она лично получала указанную справку и передала ее в Управление, лично получала в К. Райпо зарплату. Кроме того, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности, просил отказать ей в удовлетворении искового требования о взыскании с К. Райпо убытков в виде недополученной пенсии в размере № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение в РФ регулируются Федеральными законами от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон №173-ФЗ, утратил силу с 01.01.2015 года, но применим к спорным правоотношениям, возникшим до указанной даты) и от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Закон № 166-ФЗ).
Статьей 3 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 7 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона №173-ФЗ назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 20 Закона №173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Как установлено судом, истец со ДД.ММ.ГГГГ по достижении 55-летнего возраста является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 названного Закона (л.д. №). Трудовая пенсия по старости Николаевой А.И. была назначена с учетом справки о заработной плате за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), выданной работодателем - К. Райпо, согласно которой ее заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года составляла №.
ДД.ММ.ГГГГ Николаева А.И. обратилась в Управление с заявлением о перерасчете размера пенсии (л.д. №), представив справки о заработной плате за № от ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой ее заработок за ДД.ММ.ГГГГ года составлял № рублей, и за № от ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, выданные работодателем - К. Райпо.
На основании указанной справки за № Управлением с ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет размера трудовой пенсии по старости Николаевой А.И. исходя из наиболее выгодного варианта исчисления размера трудовой пенсии по старости с учетом заработка за 60 месяцев подряд за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Таким образом, Управлением в соответствии абзацем 3 части 1 статьи 20 Закона №173-ФЗ обоснованно с ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет истцу размера пенсии по сведениям справки о зарплате от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из фактического размера заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года, составляющего №.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на Управление обязанности произвести такой перерасчет у суда не имеется, поэтому в иске к Управлению истцу следует отказать.
Относительно искового требования истца к К. Райпо о взыскании убытков, суд исходит из следующего.
Согласно справки о заработной плате за № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, выданной К. Райпо (л.д. №), сумма зарплаты истца Николаевой А.И. за ДД.ММ.ГГГГ года составляет №. Расхождение с предыдущей вышеупомянутой справкой № от ДД.ММ.ГГГГ составляет № рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона №173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, на основании статьи 25 Закона №173-ФЗ работодатель должен нести ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документе, представленным им для установления и выплаты трудовой пенсии.
Факт предоставления ответчиком- К. Райпо недостоверной информации в справке № от ДД.ММ.ГГГГ установлен судом и подтвержден выдачей им новой справки о заработке за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Осуществление юридическим лицом - К. Райпо своей деятельности подтверждается представленными документами: копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д. №), копией Устава (л.д№).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся в материалах дела (л.д. №) К. Райпо является действующим юридическим лицом.
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав согласно ст.12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку действия ответчика - К. Райпо по представлению справки с неверными данными о заработке истца Николаевой А.И. за ДД.ММ.ГГГГ года послужили неправильному исчислению размера трудовой пенсии по старости при первоначальном назначении ей пенсии со ДД.ММ.ГГГГ и причинению убытков в виде недополученной пенсии, суд приходит к выводу о взыскании с К. Райпо недополученной истцом суммы трудовой пенсии.
Управлением ПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР представлен расчет суммы недополученной трудовой пенсии по старости Николаевой А.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из фактического размера заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года в №. Согласно данному расчету сумма недополученной истцом пенсии за спорный период составляет №. Судом расчет проверен, признан правильным, поэтому суд кладет его в основу решения.
Таким образом, с К. Райпо в пользу Николаевой А.И. подлежат взысканию убытки в виде недополученной пенсии в размере №.
Представителем ответчика - К. Райпо З. заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности по настоящему спору.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд приходит к выводу, что истцом не пропущен установленный законом срок исковой давности для обращения в суд с настоящим требованием, поскольку как следует из пояснений истца Николаевой А.И. и представителя УПФР в г. К. и К. районе Т. и находит подтверждение в письменных материалах пенсионного дела Николаевой А.И., последней стало известно о нарушении ее прав в ДД.ММ.ГГГГ года, когда по рекомендации специалиста клиентской службы Управления истец представила справки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период работы в К. Райпо. Специалистом Управления и была выявлена ошибка в размере заработка истца за ДД.ММ.ГГГГ года по ранее представленной К. Райпо справке о зарплате № от ДД.ММ.ГГГГ года, по сведениям которой Николаевой А.И. и была назначена трудовая пенсия по старости. Узнав в ДД.ММ.ГГГГ года о выявлении факта предоставления К. Райпо недостоверных данных о ее заработке за ДД.ММ.ГГГГ года, истец обратилась в Управление с заявлением о перерасчете размера пенсии. Доказательств того, что, еще в ДД.ММ.ГГГГ года истец знала о нарушении своего права, ответчиком - К. Райпо не было представлено суду.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Николаевой А.И. об обязании УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР Управления определить размер трудовой пенсии, исходя из фактического размера заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года, составляющего №, отказать.
Взыскать с К. Райпо в пользу Николаевой А.И. убытки в виде недополученной трудовой пенсии размере №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Свернуть