Охезина Людмила Валентиновна
Дело 2-2671/2013 ~ М-2839/2013
В отношении Охезиной Л.В. рассматривалось судебное дело № 2-2671/2013 ~ М-2839/2013, которое относится к категории "Споры, связанные с наследственными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Златоустовском городском суде Челябинской области в Челябинской области РФ судьей Фоминым С.Ю. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с наследственными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Охезиной Л.В. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 5 декабря 2013 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Охезиной Л.В., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с наследованием имущества
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело № 2-2671/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2013 г.
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску О.Л. к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», О.Н., О.Ю. о признании права собственности за умершим, включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л :
О.Л. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (далее – МИФНС № по <адрес>), в котором просила признать за умершим О.А. право собственности при жизни на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>; признать ее принявшей наследство; признать за ней право собственности на указанную квартиру.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ее муж – О.А. приобрел в собственность трехкомнатную квартиру общей площадью 96 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. До настоящего времени право собственности на указанную квартиру в установленном законом порядке не зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГ О.А. умер. В настоящее время осуществить государственную регистрацию права собственности невозможно в связи со смертью О.А. После смерти мужа она раздала друзьям его личные вещи и уехала на постоянное место жительства в <адрес>, несет бремя по содержанию указанной квартиры, частично осуществляет коммунальные платежи. В <данные изъяты> между истицей и ООО «Экспресс лин...
Показать ещё...ия» был заключен договор аренды указанного помещения на срок 11 месяцев. Помимо истицы наследником первой очереди является ее дочь О.М., которая в настоящее время не претендует на наследство, иных наследников нет.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52) была произведена замена ответчика МИФНС № по <адрес> на Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее – ОМС КУИ ЗГО).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77 оборот) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены О.Н. и О.Ю.
Истица О.Л., ответчики О.Н., О.Ю., представитель ответчика ОМС КУИ ЗГО, третье лицо О.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 84-88).
Представитель истца и третьего лица О.М. - Д., действующий на основании нотариальных доверенностей (л.д. 15), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.
Представитель ответчиков О.Н. и О.Ю. – Е., действующая на основании нотариальной доверенности (л.д. 89), в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, суду пояснила, что ее доверители на наследственное имущество не претендуют.
Представитель ОМС КУИ ЗГО в отзыве на иск указал, что спорная квартира в реестре муниципальной собственности не числится, разрешение требований оставляет на усмотрение суда.(л.д.90)
Заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п.2 ст.218 ГК РФ).
Согласно ст.ст. 4, 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 164 и 165 ГК РФ. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (ст. 4).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73) принадлежала на праве собственности квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67) собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, до настоящего времени числится <данные изъяты>
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и О.А. заключен договор купли-продажи (л.д. 6), по условиям которого О.А. приобрел у <данные изъяты> за <данные изъяты> рублей указанную квартиру. Оплата по договору О.А. произведена в полном объеме, что подтверждается квитанцией (л.д. 7). Однако, указанный договор в установленном законом порядке зарегистрирован не был.
Из уведомления Управления Росреестра по Челябинской области (л.д. 68) следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ликвидировано по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее свою деятельность, правопреемники у общества отсутствуют. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц – л.д. 61)
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 разъяснено, что пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Как разъяснено в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Как следует из пояснений представителей сторон, спорная квартира была передана продавцом О. еще до заключения договора купли-продажи и использовалась покупателем.
Вместе с тем, препятствием для регистрации права О.А. на данную квартиру в порядке ст.551 ГК РФ является не только ликвидация <данные изъяты> но и смерть самого покупателя.
О.А. умер ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти – л.д. 8), при жизни право собственности на спорную квартиру в установленном законом порядке не зарегистрировал.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что О.А. при жизни на основании фактически исполненного сторонами договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел квартиру общей площадью 96 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и пользовался ей как собственник вплоть до своей смерти.
Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты нарушенного права, как признание права за умершим, поскольку граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В пункте 8 постановления Пленума № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Исходя из вышеуказанных разъяснений и фактических обстоятельств дела, суд полагает, что требования истца о признании О.А. собственником квартиры при жизни не могут быть удовлетворены.
Вместе с тем, спорная квартира была приобретена О.А. на законных основаниях, сделка была сторонами исполнена, никем не оспорена, а регистрация права собственности О. в установленном порядке не произведена по объективной причине – смерти. Также в настоящее время невозможно зарегистрировать право собственности О.А. на спорную квартиру, поскольку он умер.
Таким образом, суд полагает, что права истца могут быть защищены путем включения спорной квартиры в наследственную массу после смерти О.А.
В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьи 1152, 1153, 1154, ГК РФ устанавливают, что для приобретения наследства наследник должен его принять, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Наследниками первой очереди по закону согласно п.1 ст.1142 ГК РФ являются дети, супруг и родители наследодателя. Таким образом, истица входит в число наследников первой очереди после смерти О.А., поскольку на момент его смерти состояла с наследодателем в браке. (л.д.9)
Из справки нотариуса нотариального округа Златоустовского городского округа <данные изъяты> (л.д. 74) следует, что наследственное дело к имуществу О.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Вместе с тем, на момент смерти О.А. был зарегистрирован по адресу: <адрес> с ним были зарегистрированы его родители – ответчики О.Ю. и О.Н.(копия поквартирной карточки- л.д. 75, запись акта о рождении – л.д.82), также являющиеся наследниками первой очереди.
Однако в судебном заседании представитель О.Ю. и О.Н. по доверенности суду пояснила, что родители умершего никогда не претендовали на наследство и не совершали никаких действий по вступлению в права наследства после смерти сына. Согласны с тем, что наследство было принято его супругой.
Как следует из пояснений представителя истца, О.Л. не обратилась в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства, поскольку после смерти мужа уехала из города, считая, что документы на квартиру оформлены надлежащим образом и необходимости заниматься их оформлением нет. Вместе с тем, она фактически приняла наследство после смерти мужа, поскольку несла бремя по содержанию квартиры, пользовалась ею, приняла меры к ее сохранению.
Из представленных суду квитанций следует, что истицей оплачивались после смерти мужа счета за коммунальные услуги и электроэнергию, поставленные в квартиру по адресу: <адрес> (л.д.23-32, 37-44).
Кроме того, между О.Л. и <данные изъяты> был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Факт принятия О.Л. наследства после смерти О.А. подтверждается также показаниями свидетеля Х., из которых следует, что после смерти мужа истица попросила его помочь сделать в квартире ремонт, а также присматривать за квартирой на время ее отсутствия.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелем, его показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.
Доказательств того, что иные лица, имеющие право наследовать после смерти О.А., принимали наследство, суду не представлено. Более того, из пояснений представителя ответчиков О.Н. и О.Ю. (родителей умершего), а также письменного заявления (л.д. 22) О.М. (дочери умершего) следует, что они не претендуют на вступление в права наследства в отношении указанной квартиры.
При таких обстоятельствах суд полагает, установленным, что О.Л. выполнила действия, предусмотренные п.2 ст.1153 ГК РФ в установленный законом срок.
Суд приходит к выводу, что доказательства, представленные истцом, являются достаточными для подтверждения факта принятия ею наследства после смерти мужа О.А.
В соответствии со ст. ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт принятия наследства, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
В ином порядке, кроме как в судебном, истица не может установить факт принятия наследства, так как ей пропущен установленный законом срок для принятия наследства по закону. Установление данного факта имеет для О.Л. юридическое значение, поскольку необходимо для вступления в права наследства по закону после смерти мужа О.А.
Также истицей заявлено требование о признании ее собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Поскольку судом установлен факт принятия истицей наследства после смерти мужа, в том числе в виде спорной квартиры, то в силу п.2 ст.218, 1110, 1112 ГК РФ она является собственником данной квартиры с момента смерти наследодателя.
Таким образом, требования истца о признании ее собственником квартиры общей площадью 96 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению, а зарегистрированное за <данные изъяты> право на эту квартиру подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования О.Л. удовлетворить частично.
Установить факт принятия О.Л. наследства после смерти мужа О.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Прекратить право собственности <данные изъяты> на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрированное в БТИ г.Златоуста.
Признать О.Л. собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>
В удовлетворении требований О.Л. в части признания О.А. собственником при жизни указанной квартиры отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий С.Ю.Фомин
Решение не вступило в законную силу
Свернуть