Рахимжанов Арман Акылбекович
Дело 2-2180/2019 ~ М-1955/2019
В отношении Рахимжанова А.А. рассматривалось судебное дело № 2-2180/2019 ~ М-1955/2019, которое относится к категории "Иски, связанные с возмещением ущерба" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Кировском районном суде г. Омска в Омской области РФ судьей Вихманом Е.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Иски, связанные с возмещением ущерба", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Рахимжанова А.А. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 14 мая 2019 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Рахимжановым А.А., вы можете найти подробности на Trustperson.
О компенсации морального вреда, в связи с причинением вреда жизни и здоровью
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Прокурор
Дело № 2-2180/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вихман Е.В.,
при секретаре Кутыревой О.А.,
рассмотрев 14 мая 2019 года в открытом судебном заседании в городе Омске
гражданское дело по иску Игнатенко ФИО9 к Рахимжановой ФИО10, Рахимжанову ФИО11, АО «АльфаСтрахование» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья в дорожно-транспортном происшествии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья в дорожно-транспортном происшествии (далее – ДТП), возмещении расходов на лечение, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ в 14:55 часов ФИО2, управляя автомобилем Nissan, № (далее – Nissan), принадлежащим ФИО4, при движении задним ходом в районе <адрес> допустила наезд на пешехода ФИО1, в результате которого истцу причинен вред здоровью средней тяжести.
Поскольку виновником ДТП являлась ФИО2, истец просила взыскать с нее компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей, в счет возмещения расходов на лечение 19 955,64 рублей, расходов по оплате юридических услуг 2 000 рублей.
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО4
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «АльфаСтрахование».
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО1 к ФИО2, ФИО4, АО «АльфаСтрахование» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья...
Показать ещё... в ДТП, возмещении расходов на лечение в части исковых требований о возмещении расходов на лечение в сумме 19 955,64 рублей оставлены без рассмотрения.
Истец ФИО1 требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, подтвердила передачу ответчиком ФИО2 в счет компенсации морального вреда 20 000 рублей.
Ответчики ФИО2, ФИО4, их представитель по устному ходатайству ФИО7 в удовлетворении заявленных требований просили отказать, ФИО2 вину в ДТП не отрицала, пояснив, что принесла свои извинения истцу, выплатила ей денежную компенсацию в размере 20 000 рублей.
Помощник прокурора Кировского административного округа <адрес> ФИО8 полагала, что исковые требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, размер компенсации морального вреда оставила на усмотрение суда с учетом требований разумности и справедливости.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Пунктом 1 статьи 1083 ГК РФ предусмотрено, что вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Из содержания указанных норм права следует, что на владельца источника повышенной опасности для окружающих возлагается обязанность возмещения причиненного вреда независимо от его вины, при этом основанием для освобождения владельца источника повышенной опасности от ответственности полностью или частично является только возникновение вреда вследствие непреодолимой силы, умысла потерпевшего или его грубой неосторожности.
Пунктом 8.12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – ПДД), предусмотрено, что движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 14:55 часов ФИО2, управляя автомобилем Nissan, при движении задним ходом в районе <адрес> допустила наезд на пешехода ФИО1
Вина ФИО2 в ДТП подтверждается протоколом осмотра места совершения административного правонарушения, фототаблицей к нему, схемой места совершения административного правонарушения, объяснениями ФИО2, ФИО1, ФИО4 (дело № л.д. 9 – 15, 20, 21, 23, 24).
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент обращения в ОГКБ № ДД.ММ.ГГГГ в 15:37 часов у ФИО1 имелось повреждение в виде закрытого перелома головки первой пястной кости левой кисти, причинившее по признаку длительного расстройства здоровья (более 21 суток) вред здоровью средней тяжести. Диагноз «Дисторсия мышц шеи. Ушиб груди слева. Ушиб поясничной области. Ушиб коленных суставов» выставлен только на основании субъективных болевых ощущений и вместе с диагнозом «ЗТГ» не имеет в предоставленных медицинских документах объективного клинического (физикального и инструментального) подтверждения, поэтому не может рассматриваться в качестве повреждения, и в квалификации степени тяжести вреда здоровью во внимание не принимался (л.д. 13 – 16).
Постановлением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № за нарушение пункта 8.12 ПДД, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью истца, ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое ей назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев (л.д. 17, 18).
Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление Куйбышевского районного суда <адрес> оставлено без изменения, жалоба ФИО2 – без удовлетворения (л.д. 26, 27).
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно абзацу четвертому пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
В связи с изложенным, положения указанных норм закона во взаимосвязи с частью 2 статьи 61 ГПК РФ предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, нарушение ФИО2 требований пункта 8.12 ПДД, находящееся в причинно-следственной связи с ДТП, подтверждается материалами административного производства и установлено обозначенными судебными актами.
Из сведений МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по <адрес> собственником автомобиля Nissan с ДД.ММ.ГГГГ является ответчик ФИО4 (л.д. 80, 81).
Согласно страховому полису серии ХХХ № на дату ДТП ФИО2 допущена к управлению указанным транспортным средством (л.д. 77).
Таким образом, ФИО2, управлявшая источником повышенной опасности на законных основаниях, допустила наезд на истца, в результате чего ей был причинен вред здоровью средней тяжести.
Доказательства возникновения вреда вследствие непреодолимой силы, умысла потерпевшего или ее грубой неосторожности суду не представлены.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (1100 ГК РФ).
При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Таким образом, истцу причинен моральный вред в связи с причинением вреда ее здоровью в результате ДТП, произошедшего по вине ФИО2
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда суд принял во внимание обстоятельства происшествия, возраст истца, пережитые физические и нравственные страдания истца, связанные с причинением ей вреда здоровью средней тяжести в результате ДТП и его последствиями, характер и степень тяжести вреда здоровью, характер телесных повреждений, полученных в ДТП, продолжительность лечения истца.
Исходя из установленных обстоятельств, положений приведенных норм права, принципа разумности и справедливости, имущественного и семейного положения ФИО2, в том числе наличия на ее иждивении несовершеннолетних детей, суд полагает разумной и справедливой компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей, в связи с чем с учетом частичной компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей (л.д. 151), с ФИО2 в пользу истца подлежит взысканию в счет компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья в ДТП, 30 000 рублей.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 12, 13, 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).
Как следует из материалов дела, истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в размере 2 000 рублей (л.д. 19 – 23, 165).
Принимая во внимание объем заявленных требований, характер спора, сложность дела, объем оказанных юридических услуг, а именно подготовку искового заявления, суд находит разумными расходы по оплате юридических услуг в размере 2 000 рублей.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ФИО2 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина за подачу искового заявления в части требований компенсации морального вреда, от уплаты которой истец освобождена в силу закона, в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Игнатенко ФИО12 удовлетворить частично.
Взыскать с Рахимжановой ФИО13 в пользу Игнатенко ФИО16 в счет компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья в дорожно-транспортном происшествии, 30 000 рублей, расходов по оплате юридических услуг 2 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Рахимжановой ФИО14 в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Вихман
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года
Свернуть