Рябкова Ольга Алексеенва
Дело 2-215/2017 ~ М-132/2017
В отношении Рябковой О.А. рассматривалось судебное дело № 2-215/2017 ~ М-132/2017, которое относится к категории "Прочие исковые дела" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Анивском районном суде Сахалинской области в Сахалинской области РФ судьей Нужным И.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Прочие исковые дела", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Рябковой О.А. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 28 сентября 2017 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Рябковой О.А., вы можете найти подробности на Trustperson.
прочие (прочие исковые дела)
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
Дело № 2-215/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2017 года г. Анива
Анивский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Нужного И.В.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО4 о признании договора дарения недействительным,
установил:
10 марта 2017 года представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности ФИО10, обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указала, что 14 марта 2014 года между дарителем ФИО3 и одаряемой ФИО2, действующей как законный представитель несовершеннолетней дочери ФИО4, был заключен договор дарения квартиры, принадлежащей ФИО3 на праве собственности, расположенной по адресу: <адрес>.
Впоследствии указанная квартира была передана Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» на основании договора мены и одаряемый по договору мены от 15 января 2015 года взамен вышеуказанного жилого помещения получила квартиру по адресу: <адрес>-а, <адрес>.
Договор дарения является недействительным, поскольку даритель состоит на учете в ГКУЗ «Сахалинская областная психиатрическая больница» с диагнозом «олигофрения», 25 июля 2001 года ФИО3 присвоена II группа инвалидности на бессрочный срок.
Изложив указанные обстоятельства в заявлении, ФИО10 просит суд признать договор дарения квартиры от 14 марта 2014 года недействительным, отменить государственную регистрацию права собственности на жилое помещение.
В судебном заседании истец ФИО3 и её представитель ФИО10 настаивали на удов...
Показать ещё...летворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Законный представитель несовершеннолетнего ответчика ФИО4, 28 июня 2000 года рождения, – ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО6 и ФИО7 поддержали исковое заявление.
Несовершеннолетняя ответчик ФИО4, представитель отдела опеки и попечительства управления образования администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав истца ФИО8, её представителя ФИО10, законного представителя ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 на основании договора № о передаче жилого помещения в собственность от 02 ноября 2012 года являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 10 декабря 2012 года.
14 марта 2014 года между ФИО3 и ФИО2, действующей как законный представитель своей несовершеннолетней дочери ФИО4, 28 июня 2000 года рождения, заключен договор дарения квартиры, согласно которому даритель безвозмездно передает в собственность одаряемому, а одаряемый принимает в качестве дара квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, состоящую из трех комнат, общей площадью 45,4 кв.м.
По условиям договора дарения квартиры (пункт 6) зарегистрированные в жилом помещении ФИО3, ФИО6, ФИО7 сохраняют право проживания и пользования данной жилой площадью.
01 апреля 2014 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО4 на квартиру по адресу: <адрес>, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №.
В судебном заседании установлено, что в последствии жилой <адрес> в <адрес> по заключению межведомственной комиссии был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В связи с указанными обстоятельствами 15 января 2015 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» по договору мены ФИО4 предоставлена квартира по адресу: <адрес>-а, <адрес>.
На момент подписания договора мены в квартире ФИО4 № <адрес> были зарегистрированы ФИО3, ФИО6, ФИО7, которые обязались сняться с регистрационного учета в срок до 05 февраля 2015 года.
Согласно справке, предоставленной МКУ «Центр жилищных отношений», по состоянию на 05 февраля 2015 года в <адрес> в <адрес> никто не зарегистрирован.
20 февраля 2015 года ФИО4 получено свидетельство о государственной регистрации права на квартиру по адресу: <адрес>-а, <адрес>, запись регистрации в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним №.
Из справки МСЭ – 012 № от 25 июля 2001 года следует, что ФИО3 является инвалидом с детства II группы, инвалидность установлена бессрочно.
По сообщению ГКУЗ «Сахалинская областная психиатрическая больница» от 21 апреля 2017 года ФИО3, 16 октября 1975 года рождения, неоднократно находилась на стационарном лечении по поводу олигофрении степени выраженной дебильности.
Согласно части 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Вещь одаряемому должна быть передана и не допускается дарение под каким-либо условием.
Из смысла правовых норм о договоре дарения следует, что договор дарения является безвозмездной сделкой, и хотя данная сделка является двусторонней, ее существо по своей правовой природе в основном зависит от воли дарителя, при этом вещь обязательно должна быть передана одаряемому.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 168 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 1 ст. 177 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Если сделка признана недействительной на основании настоящей статьи, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 177 ГК РФ).
Таким образом, с учетом имеющегося у истца диагноза, суд считает, что истец могла заблуждаться относительно природы сделки и значения своих действий, поскольку само существо сделки дарения не предусматривает сохранение права дарителя на пользование даримым имуществом.
На основании изложенного суд находит исковые требования ФИО3 подлежащими удовлетворению и признает сделку дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от 14 марта 2014 года, заключенную между ФИО3 и законным представителем несовершеннолетней ФИО4 – ФИО2, недействительной.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать договор дарения квартиры, расположенной по адресу: Сахалинская
область, <адрес>, заключенный 14 марта 2014 года между ФИО3 и законным представителем несовершеннолетней ФИО4 – ФИО2, недействительным.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2017 года.
Председательствующий И.В. Нужный
Свернуть