Штабель Александр Густавович
Дело 2-48/2017 ~ М-29/2017
В отношении Штабеля А.Г. рассматривалось судебное дело № 2-48/2017 ~ М-29/2017, которое относится к категории "Прочие исковые дела" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Волчихинском районном суде Алтайского края в Алтайском крае РФ судьей Грибановым В.С. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Прочие исковые дела", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Штабеля А.Г. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 3 февраля 2017 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Штабелем А.Г., вы можете найти подробности на Trustperson.
прочие (прочие исковые дела)
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
с. Волчиха 03 февраля 2017 года
Волчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Грибанова В.С.,
при секретаре Клипа В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабацеевой ФИО8 к Штабелю ФИО9 о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Лабацеева Л.Ф. обратилась в Волчихинский районный суд с иском к Штабелю А.Г. о компенсации морального вреда.
В исковом заявлении истица указала, что приговором Залесовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Горянин В.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ. Этим же приговором суда был установлен факт трудовых отношений между Горяниным В.В. и ответчиком Штабель А.Г., в связи с чем, с Штабель А.Г., как владельца источника повышенной опасности, была взыскана компенсация морального вреда в пользу потерпевшего по уголовному делу - сына погибшего в ДТП Лабацеева С.А. - Лабацеева С.С.
Указывая на причиненный ей, как жене погибшего в ДТП, моральный вред, просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию в размере 2000000 рублей.
Истица Лабацеева Л.Ф. в судебное заседание не явилась, согласно ее заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Штабель А.Г. в судебном заседании иск Лабацеевой Л.Ф. не признал и пояснил, что приговором суда с него уже взыскана компенсация морального вреда. Указанная сумма им почти полностью выплачена, в связи с чем с него не может быть повторно взыскана компенсация морального вреда.
Выслушав ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд полагает заявленные Лабацеево...
Показать ещё...й Л.Ф. исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что приговором Залесовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Горянин В.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ. Этим же приговором суда был установлен факт трудовых отношений между Горяниным В.В. и ответчиком Штабель А.Г., в связи с чем, с Штабель А.Г., как владельца источника повышенной опасности, была взыскана компенсация морального вреда в пользу потерпевшего по уголовному делу - сына погибшего в ДТП Лабацеева С.А. - Лабацеева С.С. в размере 700000 рублей.
Истица Лабацеева Л.Ф. являлась женой погибшего в результате ДТП Лабацеева С.А.
Непосредственный причинитель вреда Горянин В.В., исходя из сведений. Содержащихся в исковом заявлении Лабацеевой Л.Ф. и пояснений ответчика Штабель А.Г. в судебном заседании, умер в местах лишения свободы.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу или личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (имущественный или моральный).
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными параграфом 4 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Кодекса (ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, включая право на здоровье, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд исходит из преюдициального значения для дела приговора Залесовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, которые обязательны для суда в силу ч.4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат оспариванию сторонами.
Определяя размер компенсации морального вреда в пользу истца, суд учитывает вышеуказанные требования закона и исходит из фактических обстоятельств дела, характера и объема причиненных нравственных страданий, близких родственных отношений истицы с погибшем в результате ДТП, длительность их брачных отношений. Учитывается судом и тот факт, что ответчик уже в значительной степени исполнил возложенную на него приговором суда обязанность компенсации морального вреда в связи с смертью Лабацеева С.А. в пользу его сына Лабацеева С.С.
Относительно доводов ответчика о том, что с него не может быть повторно взыскана компенсация морального вреда, суд исходит из следующего.
В силу пункта 8 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников.
Уголовно-процессуальное законодательство к числу близких родственников погибшего в результате преступления относит супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку и внуков (пункт 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, данными Конституционным судом РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 131-О "По запросу Волгоградского гарнизонного военного суда о проверке конституционности ч. 8 ст. 42 УПК РФ", предназначение нормы части восьмой статьи 42 УПК Российской Федерации состоит не в том, чтобы ограничить число лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве потерпевших, а в том, чтобы определить круг близких родственников погибшего, которые могут претендовать на участие в производстве по уголовному делу в этом процессуальном качестве. Таким образом, она не может истолковываться правоприменительной практикой как не допускающая возможность наделения правами потерпевшего по уголовному делу о преступлении, последствием которого явилась смерть лица, одновременно нескольких его близких родственников.
То обстоятельство, что в части восьмой статьи 42 УПК Российской Федерации указывается на возможность перехода прав потерпевшего лишь к одному из его близких родственников, само по себе не может рассматриваться как основание для лишения прав всех иных близких родственников.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Из данных правовых норм следует, что каждый из граждан в случае причинения ему морального вреда имеет право на защиту своих прав и интересов. По смыслу закона моральный вред - это в том числе нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага.
В силу абзаца 3 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.
Таким образом, законодателем определен круг лиц, имеющих право на получение компенсации морального вреда, в связи с утратой близких людей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лабацеевой ФИО8 удовлетворить частично.
Взыскать с Штабель ФИО9 в пользу Лабацеевой ФИО8 в возмещение морального вреда 500000 (пятьсот тысяч) рублей.
В остальной части иска Лабацеевой ФИО8 отказать.
Взыскать с Штабель ФИО9 в доход бюджета Волчихинского района Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Волчихинский районный суд.
Судья Грибанов В.С.
Свернуть