Бабаянова Галина Борисовна
Дело 2-260/2017 ~ М-166/2017
В отношении Бабаяновой Г.Б. рассматривалось судебное дело № 2-260/2017 ~ М-166/2017, которое относится к категории "Споры, связанные с наследственными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Иглинском межрайонном суде в Республике Башкортостан РФ судьей Фарахутдиновым М.Ф. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с наследственными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Бабаяновой Г.Б. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 27 февраля 2017 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Бабаяновой Г.Б., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с наследованием имущества →
о признании недостойным наследником
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
№ 2-260/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Иглино 27 февраля 2017 года Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фарахутдинова М.Ф.,
с участием истца Бабаяновой Г.Б.,
при секретаре Тимергалеевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг- ФИО1, после смерти которого открылось наследство в виде жилого дома по адресу: РБ, <адрес>. Указанный жилой дом они приобрели совместно ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли- продажи. В 2009 году ими совместно был построен пристрой к дому и площадь дома увеличилась. При этом данный пристрой не был зарегистрирован. Истец фактически приняла наследство, вступила во владение наследственным имуществом. С учетом изложенного истец просит суд прекратить право собственности на жилой дом общей площадью 40,7 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> за умершим ФИО1, признать право собственности за ней право собственности на спорный жилой дом с пристроем общей плоащдью 67,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадаст...
Показать ещё...ровым номером 02:26:170602:114.
Представители ответчика Администрации сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суду об уважительности причин неявки не сообщили и не просили дело рассмотреть в их отсутствие.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика Администрации сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо нотариус нотариального округа <адрес> ФИО7 на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица нотариуса нотариального округа <адрес> ФИО7, извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В ходе судебного заседания ситец ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Выслушав пояснения истца ФИО2, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется (статья 35, части 1, 2 и 4).
Право наследования, закрепленное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение, однако само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства - основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является Гражданский кодекс РФ (раздел V «Наследственное право»), который регламентирует в том числе наследование отдельных видов имущества.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1.
На момент смерти ФИО1 на праве аренды принадлежал земельный участок площадью 1 710 кв. м. с кадастровым номером 02:26:010402:31 и расположенного на нем жилого дома общей площадью 40.7 кв.м., находящихся по адресу: РБ, <адрес>.
Принадлежность данного имущества умершему ФИО1 свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы муниципального образования Иглинский поссовет <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается ответчиком.
Так, из постановления главы муниципального образования Иглинский поссовет <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель поселений, общей площадью 0,1710 га в аренду сроком на 49 лет для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Из соответствующей отметки следует, что договор аренды, заключенный на основании указанного постановления зарегистрировано в ФГУ ЗКП по РБ ДД.ММ.ГГГГ.
Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО1 являются: его пережившая супруга ФИО2, его сын ФИО4
После смерти ФИО1 наследство было принято ФИО2 посредством обращения к нотариусу нотариального округа <адрес> РБ ФИО7 с заявлением о принятии наследства.
Так, из сообщения нотариуса нотариального округа <адрес> РБ ФИО7 следует, что в нотариальной конторе заведено наследственное дело № открытое к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о принятии наследства обратилась супруга наследодателя ФИО2, тогда как сын ФИО4 от наследства отказался. ФИО2 выданы свидетельства о праве на наследство на автомобили марки ВАЗ- 21099, 1996 года выпуска, марки ГАЗ-322132, 2004 года выпуска, на денежные вклады, хранящиеся в ПАО «Сбербанк России», ПАО «Россельхозбанк». При этом в выдаче свидетельств о праве на наследство по закону в отношении земельного участка и жилого дома, находящихся по адресу: РБ, <адрес>, было отказано ввиду не представления документов на указанные объекты недвижимости.
По смыслу ч. 1 ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства недостаточно лишь являться наследником, а необходимо принять наследство, то есть совершить юридические действия, прямо предусмотренные законом: подать по месту открытия наследства нотариусу или иному уполномоченному лицу заявление наследника о принятии наследства (заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство), либо совершить указанные в законе действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Следовательно, ФИО5 приняла наследство после смерти ФИО1
В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2009 в процессе эксплуатации дома сособственниками была проведена реконструкция жилого дома без получения разрешения на реконструкцию. В процессе реконструкции произведены следующие изменения: возведен пристрой к жилому дому. В результате реконструкции изменилась площадь жилого дома, которая составляет 67,3 кв.м.
Так, на дом имеется технический паспорт, изготовленный Иглинским территориальным участком ГУП БТИ Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого год постройки жилого дома А, А1 – 2007 год, общая площадь – 67,3 кв.м., жилая – 55,1 кв.м.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненно наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы истца о том, что пристрой к жилому дому осуществлен в пределах земельного участка предоставленного ФИО1 для этой цели органом местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками на территории <адрес>, никем не оспариваются.
Таким образом, судом установлено, что пристрой к жилому дому произведено истцом и умершим ФИО1 на земельном участке, отведенном для этой цели, признаков самовольности постройки у спорного объекта недвижимости не имеется.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
При установленных судом обстоятельствах, когда пристрой к жилому дому осуществлено на земельном участке, предоставленном на праве аренды, разрешенное использование которого допускает строительство на нем индивидуальных жилых домов, то суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии ст. 17 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности истца на жилой дом в государственном регистрирующем органе - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Прекратить право собственности на жилой дом общей площадью 40,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> за умершим ФИО1.
Признать за ФИО2 право собственности на жилой дом и пристрой общей площадью 67,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.Ф. Фарахутдинов
Свернуть