Калиев Аман Сембаевич
Дело 2-8385/2018 ~ М-8440/2018
В отношении Калиева А.С. рассматривалось судебное дело № 2-8385/2018 ~ М-8440/2018, которое относится к категории "Дела особого производства" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в 26 гарнизонном военном суде на Территориях за пределами РФ РФ судьей Плотниковым Г.А. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Дела особого производства", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Калиева А.С. Судебный процесс проходил с участием заявителя, а окончательное решение было вынесено 29 августа 2018 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Калиевым А.С., вы можете найти подробности на Trustperson.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение →
Об установлении факта нахождения на иждивении
- Вид лица, участвующего в деле:
- Заинтересованное Лицо
- Вид лица, участвующего в деле:
- Заявитель
- Вид лица, участвующего в деле:
- Заявитель
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2018 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи – Плотникова Г.А., при секретаре судебного заседания – ФИО6, с участием заявителя ФИО11 ФИО10 представителя заявителя ФИО2 и заинтересованного лица ФИО3 - ФИО9, представителя заинтересованного лица – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО7, в отсутствие заявителя ФИО2 и заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению Калиева ФИО12 и Бурамбаевой ФИО13 об установлении факта, имеющего юридическое значение – нахождения на иждивении, –
установил:
Калиев ФИО16 и Бурамбаева ФИО17 обратились в суд с заявлением, в котором просила установить юридический факт нахождения на их иждивении их совершеннолетней дочери, обучающейся на очном обучении – ФИО15 ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В обоснование своего заявления ФИО2 и ФИО4 указали, что их дочь, ФИО3, несмотря на достижение совершеннолетия, не имеет возможности материально содержать себя, так как обучается в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования <данные изъяты>, где обучается по основной профессиональной образовательной программе (программа специалиста) по специальности «<данные изъяты>» за счет средств федерального бюджета.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ № 400), ТК РФ, ГК РФ и ГПК РФ Калиев ФИО18 и Бурамбаева ФИО19 указали, что установление юридического факта нахождения дочери на их иждивении необходи...
Показать ещё...мо для получения компенсационных выплат в Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее – ОПФР по г. Байконур), с момента начала обучения и до окончания учебы дочери.
В судебном заседании Бурамбаева ФИО20 и представитель заявителя и заинтересованного лица - поддержали требования заявления, а представитель заинтересованного лица – ОПФР по г. Байконур не возражал об их удовлетворении.
Заявители Калиев ФИО21 и заинтересованное лицо Калиева ФИО22 извещённые надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дело в их отсутствие, направив в суд своего представителя.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заявителя и заинтересованного лица.
Заслушав объяснение лиц участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявление Калиева ФИО23 и Бурамбаевой ФИО24 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в том числе и факта нахождения на иждивении.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ принятым в действующем законодательстве смыслом понятия «иждивение» является нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 октября 2006 года № 407-О).
В данном случае юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянность источника средств к существованию и установление факта того, что такой источник является основным для существования лица. Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что кормилец взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Из приложенных к заявлению документов усматривается, что заявители проживают и имеют регистрацию по месту пребывания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, является нанимателем жилого помещения – <адрес>, расположенной в <адрес>.
Совместно с ними в данном жилом помещении в качестве члена семьи зарегистрирована по месту пребывания дочь, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: адресной справки, справкой о составе семьи, свидетельствами о рождении, паспортов.
В соответствии со справками Калиев ФИО25 работает на монтажном объекте № а Бурамбаева ФИО26 - в филиале федерального государственного унитарного предприятия <данные изъяты>
Согласно копии справки учебного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ за №, Калиева ФИО27 является студентом <данные изъяты> в <данные изъяты>
Из исследованных в суде договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного <данные изъяты> с ФИО3, предметом которого является предоставление студенту мер социальной поддержки и содействия в прохождении практики в соответствии с учебным планом, справок с места работы её родителей и объяснений Бурамбаевой ФИО28 усматривается, что обеспечение обучения ФИО3 осуществляется за счет средств, выделяемых матерью - Бурамбаевой ФИО29 и отцом – Калиевым ФИО30 Указанные обстоятельства представителем заинтересованного лица - ОПФР по г. Байконур - не оспаривались.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что дочь заявителей, являющаяся заинтересованным лицом по настоящему делу, – студентка по очной форме обучения образовательного учреждения, собственного дохода не имеет, регулярно получает от матери и отца материальную помощь, являющуюся для них постоянным и основным источником средств к существованию. Её родители являются получателями пенсии по старости, при этом имеют постоянное место работы на предприятии города Байконур, расходуют денежные средства на содержание своей семьи, в том числе на указанную дочь. Данный факт свидетельствует о нахождении ФИО3 на полном иждивении у заявителей, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (ч. 2), устанавливаются законом.
С 01 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с ФЗ № 400, цель которого - защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ № 173 (действовавшего до 01 января 2015 года.) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пп. 1, 3 и 4 п. 2 и п. 3 ст. 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (до 01 января 2010 года - базовая часть пенсии) устанавливался в повышенном размере в зависимости от количества таких членов семьи.
Аналогичное правило установлено ч. 3 ст. 17 ФЗ № 400, согласно которому лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пп. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Исходя из положений ч. 2 ст. 10 ФЗ № 400 нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Из буквального толкования данной нормы закона следует, что законодателем установлена презумпция иждивенства трех категорий лиц - нетрудоспособных членов семьи: детей, не достигших возраста 18 лет; детей, обучающихся по очной форме обучения до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; а также детей, братьев, сестер, внуков старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Более того суд обращает внимание, что Конституционный Суд своим Постановлением от 05 декабря 2017 года № 36-П дал оценку конституционности пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» именно в той его части, в какой оно связывает право детей умершего кормильца, обучающихся по очной форме обучения в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, на получение пенсии по случаю потери кормильца с фактом направления таких лиц на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и по итогам рассмотрения признал спорную норму не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста23 лет.
В силу чего анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что дочь заявителей, соответственно, обучающаяся по очной форме и не достигшая на момент рассмотрения данного дела возраста 23 лет, в силу ч. 2 ст. 10 ФЗ № 400, является нетрудоспособным членом семьи заявителей, в связи с чем суд устанавливает юридический факт нахождения дочери у заявителей на иждивении, поскольку это позволит повысить размер базовой части назначенной им ранее страховой пенсии по старости.
Таким образом, суд удовлетворяет заявление в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199, 268 ГПК РФ, военный суд,
решил:
Заявление Калиева ФИО31 и Бурамбаевой ФИО32 об установлении факта, имеющего юридическое значение – нахождения на иждивении, – удовлетворить.
Установить факт нахождения на иждивении Калиева ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Бурамбаевой ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, их дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до окончания ею обучения в образовательных учреждениях, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд, через 26 гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий по делу Г.А. Плотников
Верно
Судья Г. А. Плотников
Свернуть