Катунин Александр Александровчи
Дело 2-408/2013 ~ М-274/2013
В отношении Катунина А.А. рассматривалось судебное дело № 2-408/2013 ~ М-274/2013, которое относится к категории "Споры, связанные с наследственными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Карачевском районном суде Брянской области в Брянской области РФ судьей Маковеевой Г.П. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с наследственными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Катунина А.А. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 19 июня 2013 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Катуниным А.А., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с наследованием имущества
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Именем Российской Федерации
г. Карачев, Брянская область 19 июня 2013 года
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Маковеевой Г.П.,
при секретаре Рыжовой М.А.,
а так же с участием истца Катунина В. Н. и его представителя, по устному заявлению Ворониной С. А., ответчика Катунина А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катунина В.Н. к Катунину А.А. признании свидетельства о праве на наследство и договора дарения недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Истец Катунин В.Н. обратился в Карачевский районный суд с иском к Катунину А.А. о признании свидетельства о праве на наследство и договора дарения не действительными.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец - ФИО30, проживавший в <адрес>.После смерти отца осталось наследственное имущество в виде жилого <адрес> с надворными постройками и земельного участка.
На день смерти наследниками Катунина Н.Ф. являлись его супруга (мать истца) - ФИО26 и его сыновья - он и его родной брат - ФИО3. После смерти отца к нотариусу за оформлением наследственных прав он не обращался, однако фактически он принял наследственное имущество.
ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать - ФИО2. После смерти матери в ДД.ММ.ГГГГ года при обращении к нотариусу для оформления наследственных прав, ему стало известно, что его брат и мать уже оформили наследственные права после смерти отца еще в ДД.ММ.ГГГГ на имя их матери - ФИО2. Так же ему стало известно, что в ДД.ММ.ГГГГ года, когда мать находилась в тяжелом состоянии, она подарила принадл...
Показать ещё...ежащий ей дом и земельный участок Катунину А.А. - сыну брата истца.
Так же у нотариуса ФИО14, в чем производстве находилось наследственное дело № к имуществу умершего ФИО5, истец узнал, что при подаче заявления о вступлении в наследство, ФИО2 скрыла от нотариуса сведения о том, что у ФИО15 имеется еще сын - ФИО6. ФИО3 - брат истца, при отказе от причитающейся ему доли в наследстве после смерти отца, так же скрыл от нотариуса о существовании истца, т.е. наследника по закону.
В связи с изложенным, истец Катунин В. Н. просит признать свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом Карачевского нотариального округа Брянской области ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в реестре под № № наследнику ФИО2 на имущество ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ недействительным. Кроме того, просит признать недействительным договор дарения жилого дома и земельного участка по<адрес> между ФИО2 и ответчиком, и свидетельство о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Катунин В. Н. и его представитель по устному заявлению Воронина С. А. поддержали исковые требования. При этом Катунин В. Н. пояснил, что после смерти отца в спорном доме остались проживать его мать Катунина М. С. и брат Катунин А. Н... После смерти отца он не обращался в нотариальную контору за вступлением в наследство, т. к. полагал, что вступать в наследство необходимо после смерти второго собственника дома, в данном случае, матери. Считает, что после смерти отца он фактически принял наследственное имущество, т. к. забрал фотографии отца, топор, косу, стиральную машинку. Кроме того, после смерти отца, проживая по другому адресу, он постоянно навещал мать в ее доме.
Ответчик Катунин А. А. с иском не согласился, указав, что после смерти дедушки Катунина Н. Ф., все хозяйство вели бабушка и отец.
Выслушав истца Катунина В. Н. и его представителя Воронину С. А., ответчика Катунина А. А., свидетелей и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
Как предусмотрено ст. 1114 ГК РФ, днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Местом открытия наследства, по ст. 1115 является последнее место жительства наследодателя (статья 20).
По ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
2. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
3. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
4. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено в судебном заседании, ФИО5 и ФИО2 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ г..
ФИО5 и ФИО2 проживали и были зарегистрированы в жилом <адрес>, расположенном по <адрес> <адрес>. Указанное домовладение принадлежало на праве собственности ФИО5.
Согласно копии свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ г..
После смерти ФИО5 наследниками первой очереди являлись его супруга ФИО2 и его сыновья ФИО6 и ФИО3.
Как следует из материалов наследственного дела к имуществу умершего ФИО5 №, ФИО3, действовавший по доверенности от ФИО2, обратился с заявлением к нотариусу Карачевского нотариального округа Брянской области ФИО14 о вступлении в наследство ФИО2, проживавшей на день смерти ФИО5 по одному и тому же адресу с умершим.
Таким образом, ФИО2, обратившись с заявлением к нотариусу, в силу ст. 1153 ГК РФ, приняла наследственное имущество.
Так же из материалов наследственного дела к имуществу умершего ФИО5 № установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. с заявлением на имя нотариуса Карачевского нотариального округа ФИО14 обратился сын умершего ФИО5 - ФИО3 и сообщил, что наследство, оставшееся после смерти ФИО5 он не принял, на наследство, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, не претендует.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ г., наследницей имущества, в том числе и <адрес>, оставшегося после смерти ФИО5, является его супруга ФИО2.
Учитывая, что ФИО2 на день смерти ФИО5 проживала с умершим по одному и тому же адресу, обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство, сын ФИО3 отказался от вступления в наследство, другой сын - истец Катунин В. Н. ни с какими заявлениями в нотариальную контору не обращался, по мнению суда, ФИО2 приняла наследство, в связи с чем свидетельство о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ г., выдано ФИО2 нотариусом Карачевского нотариального округа правомерно.
При этом, суд не принимает доводы истца Катунина В. Н. об обязанности нотариуса разыскивать оставшихся наследников, которые не обратились с заявлением к нотариусу о вступлении в наследство, поскольку ни Основами законодательства РФ о нотариате, ни иными законами не предусмотрена такая обязанность.
По тем же основаниям суд не принимает и доводы истца об обязанности наследников сообщать нотариусу обо всех имеющихся наследниках. Кроме того, по мнению суда, вступление в наследство - это право, а не обязанность гражданина.
Доводы истца о том, что, ФИО2, выдавая доверенность на вступление в наследство от ее имени на имя ФИО3, в силу состояния здоровья не могла осознавать своих действий, суд так же не может принять во внимание, поскольку из показаний нотариуса Карачевского нотариального округа ФИО14 следует, что на день выдачи указанной доверенности, ФИО2 была полностью дееспособна и полностью отдавала отчет своим действиям. Иных доказательств истцом не представлено, а судом не добыто.
Давая оценку доводам истца о фактическом вступлении в наследство после смерти отца ФИО5, суд приходит к выводу, что указанные доводы так же не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Часть 2 ст. 1153 ГК РФ предусматривает, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Пункт 36 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» предусматривает, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
Таким образом, с учетом положений ст. 1153 ГК РФ и Постановления Пленума ВС РФ, суд не может согласиться, что истец Катунин В. Н., забрав фотографии отца, топор, косу, стиральную машинку, навещая мать, фактически вступил в наследство, поскольку указанные действия не являются действиями по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии. В действиях Катунина В. Н. не проявляется его отношение, как наследника к наследству как к собственному имуществу.
Таким образом, истец Катунин В. Н. фактически не принял наследство, оставшееся после смерти отца.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оснований для признания свидетельства о праве наследство по закону, выданного ФИО34. нотариусом Карачевского нотариального округа, не имеется.
Рассматривая требования истца о признании договора дарения вышеуказанного дома недействительным, суд считает, что указанные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как было установлено судом и следует из свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного нотариусом Карачевского нотариального округа, ФИО2 на день подписания договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ г. являлась собственником домовладения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Как следует из показаний нотариуса Карачевского нотариального округа ФИО14, на день выдачи доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО17 на имя ФИО3 для заключения договора дарения вышеуказанных дома и земельного участка, дееспособность ФИО2 была проверена. ФИО2 была полностью дееспособна и, полностью отдавая отчет своим действиям, высказывала желание подарить указанное имущество своему внуку - ФИО1. Иных доказательств истцом и его представителем не представлено, а судом не добыто.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Катунину В. Н. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Катунину В.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд.
Председательствующий: . Г. П. Маковеева.
.
.
.
Свернуть