logo

Комогорцева Светлана Сергеевна

Дело 2-118/2016 ~ М-33/2016

В отношении Комогорцевой С.С. рассматривалось судебное дело № 2-118/2016 ~ М-33/2016, которое относится к категории "Прочие исковые дела" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Сретенском районном суде Забайкальского края в Забайкальском крае РФ судьей Чепцовым Ю.Ф. в первой инстанции.

Разбирательство велось в категории "Прочие исковые дела", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Комогорцевой С.С. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 22 апреля 2016 года.

Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Комогорцевой С.С., вы можете найти подробности на Trustperson.

Судебное дело: 2-118/2016 ~ М-33/2016 смотреть на сайте суда
Дата поступления
11.01.2016
Вид судопроизводства
Гражданские и административные дела
Категория дела
Прочие исковые дела →
прочие (прочие исковые дела)
Инстанция
Первая инстанция
Округ РФ
Дальневосточный федеральный округ
Регион РФ
Забайкальский край
Название суда
Сретенский районный суд Забайкальского края
Уровень суда
Районный суд, городской суд
Судья
Чепцов Юрий Федорович
Результат рассмотрения
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Дата решения
22.04.2016
Стороны по делу (третьи лица)
Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное)
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Комогорцева Светлана Сергеевна
Вид лица, участвующего в деле:
Ответчик
ООО "Партнер"
Вид лица, участвующего в деле:
Третье Лицо
Судебные акты

Дело №2-118/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2016 года г.Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Чепцова Ю.Ф.,

при секретаре Усовой Ю.В.,

с участием ответчика Комогорцевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Шилка Забайкальского края (межрайонное) к Комогорцевой С.С. о взыскании незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилка Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указано, что Комогорцевой (Полянской) С.С. с 23.06.2008 была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца по уходу за детьми до 14 лет, право на которую имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, в том числе один из родителей или супруг независимо от возраста, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» Комогорцевой была установлена федеральная социальная доплата к пенсии, так как общая сумма ее материального обеспечения не достигала величины прожиточного минимума пенсионера. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавлив...

Показать ещё

...ается пенсионерам, не имеющим дополнительного дохода.

В ходе проведенной специалистами УПФР проверки было установлено, что Комогорцева с 01.01.2009 по 01.01.2014 выполняла оплачиваемую работу в ООО «Партнер», то есть права на получение федеральной социальной доплаты к пенсии не имела.

В силу п. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В результате несообщения Комогоцевой о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплат, образовалась переплата федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2010 по 31.01.2014 в сумме <данные изъяты> коп., а также переплата пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.02.2009 по 31.01.2014 в сумме 197763 рубля 63 коп, всего в сумме <данные изъяты> коп.

Комогорцевой было предложено в добровольном порядке возместить переплату, однако до настоящего времени указанная сумма не погашена.

Истец просил взыскать с ответчика незаконно полученную пенсию и федеральную социальную доплату к пенсии в сумме <данные изъяты> коп., а также в соответствии со ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты> коп.

Истец – УПФР в г. Шилке – и третье лицо – ООО «Партнер» - о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, их представители – начальник Управления Петрова Г.И. и директор ООО Копнина Г.А. просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик Комогорцева С.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что она получала трудовую пенсию по случаю потери кормильца и федеральную социальную доплату к пенсии. В 2009 и 2010 году она работала в ООО «Партнер», о трудоустройстве сообщала в отделение Пенсионного фонда в устной форме, письменного уведомления не подавала. Кроме того, она считала, что пенсионный орган осведомлен о ее трудоустройстве, так как работодатель в период ее работы перечислял в пенсионный фонд страховые взносы. 17.04.2010 она ушла в отпуск по уходу за ребенком, до достижения ребенком возраста 1,5 лет (до декабря 2012 года) получала пособие. После отпуска по уходу за ребенком она на работу не вышла, впоследствии узнала, что не была уволена и числилась трудоустроенной.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подп. 2 п. 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи предусмотрено, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подп. 1 настоящего пункта, и не работают.

Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Обязанность получателя пенсии по сообщению пенсионному органу сведений об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии или социальной доплаты к ней следует также из положений п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 31 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2009 № 805н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты».

В силу подп. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер утратил право на назначенную ему пенсию.

Судом установлено, что решением начальника УПФР в Сретенском районе от 25.06.2008 Полянской С.С. в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» назначена пенсия по случаю потери кормильца (л.д. 7). Кроме того, на основании ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Полянской С.С. с 01.01.2010 установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ (л.д. 13-14).

23.06.2008 Полянской С.С. подписано обязательство о том, что она обязуется в 5-дневный срок сообщать в УПФР о поступлении на работу, увольнении с работы, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты (л.д. 12).

Справками ООО «Партнер» подтверждено, что Комогорцева С.С. работала в этой организации с 01.01.2009 по 01.01.2014 (л.д. 15, 36). Этот факт подтверждается и записями в трудовой книжке Полянской, выписками из распоряжений ООО «Партнер» (л.д. 34-38). С 06.09.2010 ей предоставлен отпуск по беременности и родам, с 02.01.2011 – отпуск по уходу за ребенком до 3 лет (л.д. 40-41). В указанные периоды она получала в указанной организации заработную плату и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет (л.д. 42-45).

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что Комогорцева, в нарушение вышеприведенных положений законодательства не сообщив пенсионному органу в установленный срок о своем трудоустройстве, продолжила незаконно получать трудовую пенсию по случаю потери кормильца и федеральную социальную доплату к пенсии, в результате чего образовалась их переплата в указанном истцом размере.

Доводы ответчика о том, что она сообщала в пенсионный орган о своем трудоустройстве в устной форме, суд не принимает, поскольку в случае своевременного получения пенсионным органом указанной информации выплаты были бы ей прекращены. Из вышеприведенного обязательства следует, что ответчику разъяснялась обязанность в 5-дневный срок извещать территориальный пенсионный орган ПФР о поступлении на работу и других обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращении ее выплаты. Достоверность своей подписи в указанном обязательстве Комогорцева подтвердила в судебном заседании.

Утверждение ответчика о том, что пенсионный орган был извещен о ее трудоустройстве, поскольку работодатель ООО «Партнер» перечислял в Пенсионный фонд страховые взносы, суд отвергает по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1, 3 Федерального закона РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд осуществляет организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета только в целях реализации пенсионных прав граждан, обработка этой информации осуществляется органами Пенсионного фонда исключительно в целях реализации пенсионного законодательства, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов.

Других целей ведения персонифицированного учета органами Пенсионного фонда, в том числе, по проведению проверок обоснованности получения пенсий, социальных доплат законодатель не предусмотрел.

Таким образом, отсутствуют основания полагать, что истец должен был знать о том, что у Комогорцевой отпали основания для получения социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии. Наличие информационной базы персонифицированного учета в органах Пенсионного фонда не предполагает целью проведение проверок обоснованности получения назначенных выплат.

Кроме того, именно с целью выявления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, законодатель возлагает на пенсионера обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении таких обстоятельств. Однако Комогорцева это обязательство не выполнила.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Пунктом 3 ст. 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (п. 1, 3 ст. 395 ГК РФ).

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что вследствие недобросовестных действий Комогорцевой возникла переплата ей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, федеральной социальной доплаты к пенсии, в связи с чем сумма переплаты и проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат с нее взысканию, а исковые требования – удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) к Комогорцевой С.С. о взыскании незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить.

Взыскать с Комогорцевой С.С. в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) незаконно полученную пенсию и федеральную социальную доплату к пенсии в сумме <данные изъяты> коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 44914 рублей 17 коп.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья Ю.Ф. Чепцов

Свернуть
Прочие