Корнева Елена Афанасьевна
Дело 2-917/2021 ~ М-832/2021
В отношении Корневой Е.А. рассматривалось судебное дело № 2-917/2021 ~ М-832/2021, которое относится к категории "Споры, связанные с наследственными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где итог рассмотрения – иск (заявление, жалоба) удовлетворен частично. Рассмотрение проходило в Корочанском районном суде Белгородской области в Белгородской области РФ судьей Дорошенко Л.Э. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с наследственными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Корневой Е.А. Судебный процесс проходил с участием ответчика, а окончательное решение было вынесено 26 октября 2021 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Корневой Е.А., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные с наследованием имущества →
иные, связанные с наследованием имущества
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
УИД 31RS0011-01-2021-001264-73 Дело № 2-917/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2021 г. г. Короча
Корочанский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Л.Э.
при секретаре Кибицкой И.С.,
в отсутствии сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.А.В. к К.Е.А. о восстановлении срока для принятия наследства, установлении факта принятия наследства, признании права собственности на лицевые счета в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
К.А.В. обратился в суд с иском к К.Е.А., в котором просит суд восстановить срок для принятия наследства и установить факт принятия наследства после смерти ФИО1 и признать за ним право собственности в порядке наследования по закону на банковский вклад в ПАО АКБ «Металлинвестбанк», оставшийся после смерти отца ФИО1, умершего 26.09.2020.
Свои исковые требования истец мотивируют тем, что 26.09.2020 умер отец истца ФИО1, после смерти которого осталось наследственное имущество в виде денежных средств, находящихся в ПАО АКБ «Металлинвестбанк»..
Истец является единственным наследником по закону после смерти отца, других наследников нет, в том числе на обязательную долю в наследстве. Супруга наследодателя (ответчик) К.Е.А. на наследство не претендует. В установленный законом срок К.А.В. не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако фактически принял наследственное имущество после смерти отца, пользуется вещами, одеждой, книгами.
Истец К.А.В., ответчик К.Е.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 37), в судебное заседание не явились, в заявлениях от 11.10.2021 п...
Показать ещё...росили дело рассмотреть без их участия, истец заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, ответчик с иском согласна, на наследство, оставшееся после смерти супруга не претендует (л.д. 42,43).
Третье лицо ПАО АКБ «Металлинвестбанк», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 41, 44), явку своего представителя в суд не обеспечило, сведений об уважительности причин неявки суду не предоставило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло.
Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что 26.09.2020 умер ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти от 30.09.2020 (л.д. 34).
После его смерти отрылось наследство в виде денежного вклада.
Суду представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие наличие денежного вклада в собственности наследодателя.
Факт принадлежности спорного имущества наследодателю ФИО1 подтверждается договором срочного банковского вклада «Максимальный доход» № от ДД.ММ.ГГГГ и приходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что между ФИО1 и ПАО АКБ «Металлинвестбанк» заключен договор срочного банковского вклада сроком на 181 день, сумма вклада <данные изъяты> руб., счет вклада № (л.д. 13-14).
Из ответа ПАО АКБ «Металлинвестбанк» от 24.09.2021 № И1-03/05-8353 следует, что на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, открыт счет по вкладу (депозиту) лицевые счета № на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Остаток денежных средств составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 28).
В силу п. 2 статьи 218 и п. 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) К.А.В. является наследником первой очереди после смерти отца ФИО1 (свидетельство о рождении – л.д. 11) и имеет право на наследство. Других наследников нет, в том числе на обязательную долю в наследстве.
Супруга наследодателя К.Е.А. (свидетельство о заключении брака л.д. 12) на наследство не претендует и не желает его принимать, о чем в материалах дела имеется заявление (л.д. 43).
Согласно сведениям реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты (л.д. 19), наследственное дело к имуществу ФИО1, умершего 26.09.2020 отсутствует.
Других наследников, в том числе на обязательную долю в наследстве не установлено.
На подготовке дела к судебному заседанию установлено, что после смерти ФИО1 его сын К.А.В. фактически вступил в наследство, так как на день смерти наследодателя проживал совместно с ним, что подтверждается копией паспорта истца (л.д. 9) и не опровергается ответчиком К.Е.А.
В соответствии с п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Пунктом 2 ст. 1153 ГК РФ предусмотрено, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (пункт 34).
Принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.) означает принятие всего причитающегося наследнику наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства (пункт 35).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ (пункт 36).
Как разъяснено в пункте 37 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (например, проживание совместно с наследодателем, уплата долгов наследодателя), не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказывать отсутствие у него намерения принять наследство, в том числе и по истечении срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства. Кроме того, факт непринятия наследником наследства может быть установлен после его смерти по заявлению заинтересованных лиц (иных наследников, принявших наследство).
Таким образом, в силу статьи 1153 ГК РФ, если наследником совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства, то именно на нем лежит обязанность доказать факт того, что наследство принято не было. В частности, к таким допустимым доказательствам могут относиться заявление об отказе от наследства (статья 1159 ГК РФ) либо решение суда об установлении факта непринятия наследства.
Совместное проживание наследника с наследодателем предполагает фактическое принятие им наследства, даже если такое жилое помещение не является собственностью наследодателя и не входит в состав наследства, поскольку в жилом помещении наличествует имущество (предметы домашней обстановки и обихода), которое, как правило, находится в общем пользовании наследодателя и совместно проживающих с ним наследников и принадлежит, в том числе наследодателю, этим имуществом продолжают пользоваться наследники и после смерти наследодателя.
Предметы обычной домашней обстановки и обихода входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Преимущественное право на предметы обычной домашней обстановки и обихода принадлежит наследнику, проживавшему совместно с наследодателем на день открытия наследства, вне зависимости от продолжительности совместного проживания (пункт 53 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Поскольку совместное проживание наследника с наследодателем в одном жилом помещении на день открытия наследства прямо предусмотрено законом и разъяснениями по его применению в качестве действия, свидетельствующего о фактическом принятии наследства, так как совместное проживание предполагает совместное использование предметов домашней обстановки, то одно это обстоятельство является достаточным для признания наследника фактически принявшим наследство.
В условиях установления приведенных обстоятельств отсутствие у сына наследодателя ФИО1 намерения принять наследство суду не представлено. Относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что К.А.В. отказался от наследства и фактически его не принял после смерти наследодателя, материалы дела не содержат.
Согласно п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Совокупность приведенных в суде доказательств позволяет суду сделать вывод, что К.А.В. в порядке статьи 1153 ГК РФ вступил во владение и управление наследственным имуществом, принял наследство одним из установленных законом способов, совершив действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, следовательно, принял все причитающееся ему наследство. Доказательств опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается как на основания своих требований. Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Требования истца о восстановлении срока принятия наследства не подлежат удовлетворению, так как истец фактически вступил в наследство.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковое заявление К.А.В. к К.Е.А. о восстановлении срока для принятия наследства, установлении факта принятия наследства, удовлетворить частично.
Признать за К.А.В. право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего 26.09.2020 на счет по вкладу (депозиту) №, находящийся в ПАО АКБ «Металлинвестбанк».
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Корочанский районный суд в течение месяца со дня со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение суда принято в окончательной форме 2 ноября 2021г.
Свернуть