Мукучян Давид Дмитриевич
Дело 2-3035/2018 ~ М-2272/2018
В отношении Мукучяна Д.Д. рассматривалось судебное дело № 2-3035/2018 ~ М-2272/2018, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Кировском районном суде г. Екатеринбурга Свердловской области в Свердловской области РФ судьей Войтом А.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Мукучяна Д.Д. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 5 июня 2018 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Мукучяном Д.Д., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации →
иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело № 2-3035/2018
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 05 июня 2018 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Федишевой Н.И., с участием истца Мукучана Д.Д., представителя ответчика Ходыкиной М.В., третьего лица Циклаури Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мукучана Давида Дмитриевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о назначении пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Мукучан Д.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга (далее – Управление) о назначении пенсии по случаю потери кормильца, в обоснование которого указал, что является студентом очной формы обучения по основным образовательным программам в ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». *** умер отец А С отцом были зарегистрированы по разным адресам, но по факту проживали вместе. В назначении пенсии отказали, поскольку комиссия не посчитала, что истец находился на иждивении отца. Последние пять лет отец работал не официально. Ювелирная мастерская, в которой работал отчет, уже не функционирует, в ноябре 2017 года ее закрыли. Просит назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца.
В судебном заседании 05 июня 2018 года истец Мукучан Д.Д. требования уточнил, указав, что имеет право на назначение пенсии по ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ. Фактически истец проживал с отцом, находился на его иждивении. ...
Показать ещё...Просит признать незаконным отказ Управления № 416754/18 от 23 марта 2018 года Мукучан Д.Д. в установлении уровня страховой пенсии по случаю потери кормильца, обязать Управление установить уровень страховой пенсии истцу по случаю потери кормильца.
Истец Мукучан Д.Д. в судебном заседании требования поддержал. Пояснил, что находился на иждивении отца, который последние пять лет работал не официально. Полностью содержал истца, покупал одежду и еду. Истец обучается бесплатно. Получает стипендию в размере 2000 рублей.
Представитель ответчика Ходыкина М.В., действующая на основании доверенности от 26 января 2018 года, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому мать истца Циклаури Л.С. является получателем пенсии в Управлении. В ее пенсионном деле имеются документы, подтверждающие факт установления иждивения в отношении Мукучана Д.Д. (свидетельство о рождении, справка ЖЭУ о совместном проживании, справка об учебе на Мукучана Д.Д.). Доказательств, что истец получал от А помощь, которая была для него основным и постоянным источником средств к существованию, не имеется. Просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Ходыкина М.В. возражения поддержала. Просила в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо Циклаури Л.С. в судебном заседании пояснила, что является матерью истца. А всегда содержал семью. Проживали втроем на *** Супруг всю жизнь работал. Зарабатывал около 30-35 тысяч рублей. Работал ювелиром, последние пять лет неофициально. Она получает пенсию.
Заслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, показания свидетелей, исследовав все доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о рождении *** от ***, Мукучан Д.Д., ***, является сыном ***23 и Циклаури Л.С. /л.д. 10/.
А умер ***, что подтверждается свидетельством о смерти *** от *** /л.д. 9/.
Мукучан Д.Д. является студентом ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» очной формы обучения по основной образовательной программе бакалавриата департамента машиностроения с 01 сентября 2014 года по 30 июня 2018 года /л.д. 12/.
Согласно справке с места жительства от 15 марта 2018 года, истец Мукучан Д.Д. зарегистрирован по адресу ***. По данному адресу также зарегистрированы Циклаури Л.С. и ***26 /л.д. 13/. Умерший А был зарегистрирован по день смерти с 2010 года по адресу *** совместно с ***27 /л.д. 14/.
Из трудовой книжки ***24 следует, что начиная с 1976 года он осуществлял трудовую деятельность. Последняя запись датирована 31 мая 2012 года об увольнении по собственному желанию /л.д. 15-18/.
Согласно представленным сведениям по лицевому счету застрахованного лица, страховые взносы уплачивались до 31 мая 2012 года /л.д. 26-27/.
15 марта 2018 года Мукучан Д.Д. обратился в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 ч. 2 п. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением № 416754/18 от 23 марта 2018 года в назначении пенсии отказано, поскольку документы, подтверждающие факт нахождения Мукучан Д.Д. на полном содержании отца или получения от него помощи, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, не представлены /л.д. 8/.
Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца определены в ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которыми право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке) (ч. 1 ст. 10).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (п. 1 ч. 2 ст. 10).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10).
Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 настоящей статьи (ч. 10 ст. 10).
В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ч. 11 ст. 10).
Таким образом, страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо как от продолжительности страхового стажа кормильца (в этом случае имеет значение только полное отсутствие страхового стажа у умершего застрахованного лица, что предусмотрено в ч. 11 ст. 10), так и от причины и времени наступления его смерти (исключением является только случай, предусмотренный ч. 11 ст. 10, т.е. при совершении лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке).
При решении вопроса о праве Мукучана Д.Д. на получение пенсии по случаю потери кормильца, подлежат применению положения ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ, предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, поскольку законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Как указано выше, право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, по общему правилу, имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ); вместе с тем, исходя из того что нетрудоспособность, как правило, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в частности, его дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также его дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (п. 1 ч. 2 ст. 10).
Само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, согласуется с положениями Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 39), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения, нормы которых предусматривают, что термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу, в связи с чем страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.
Согласно правовым позициям, изложенным в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства. При этом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении, причем действующее законодательство об образовании не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные организации и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования (Постановление от 27 ноября 2009 года № 18-П, Определение от 17 декабря 2008 года № 1071-О-О).
Мать истца Мукучана Д.Д. Циклаури Л.С. пояснила, что семья всегда проживала вместе, семью содержал супруг А, который работал последние пять лет неофициально, доход составлял 30000 – 35000 рублей.
Свидетель ***28 пояснила, что в 2010 году в дом, где проживала семья истца, въехала ее дочь. Свидетель приходила помогать. Каждое утро видела хозяина. Продукты приносил, это семья одна, которую он содержал. Последний год заболел.
Свидетель ***29 пояснила, что с семьей истца соседи, в 2011 году заехала в этот дом, они уже всей семьей проживали. Давид, Лейла и ***30. ***31 умер, полагает, что он работал.
Свидетель Исаев Н.А. пояснил, что дружил с ***32 Супруга не работала. Он обеспечивал всю семью, зарабатывал достаточно. Последние пять лет работал, до последнего дня работал.
Свидетель ***33 пояснил, что является родным братом Мукучана Д.Д., сыном Циклаури Л.С. Мама пенсионерка, не работала в жизни. Отец был зарегистрирован у свидетеля, потому что квартира его. Работал. Последние пять лет доход составлял 30-50 тысяч рублей.
Свидетель ***34 пояснила, что работала с 2013 года с умершим. У нее туристическое агентство, рядом с ювелирным, офисы рядом. Давид учится хорошо, он единственный получает стипендию. Он планирует дальше поступать учиться. Папа до смерти работал, пока не заболел, лечился. Он все покупки делал, подарки покупал. Покупал одежду.
Согласно пенсионному делу Циклаури Л.С., она является получателем пенсии в Управлении. Размер ее пенсии составляет около 7700 рублей. При этом установлена повышенная базовая часть в связи с наличием иждивенца Мукучана Д.Д., обучающегося по очной форме обучения по основным образовательным программам.
Однако с учетом показаний свидетелей, не доверять которым у суда не имеется оснований, суд приходит к выводу, что истец на момент смерти отца проживал совместно с ним, и именно доход отца был для истца постоянным и основным источником средств к существованию. На момент обращения к ответчику за назначением пенсии истец Мукучан Д.Д., достигший возраста 18 лет на момент смерти кормильца, не работающий и представивший сведения о прохождении обучения по очной форме по образовательным программам, имел право на назначение ему пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, на период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ею такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. При этом поскольку именно в судебном заседании были установлены юридически значимые факты о нахождении истца на иждивении отца, суд полагает, что решение Управления на дату его вынесения было законным.
В силу ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Соответственно пенсия по потере кормильца должна быть установлена истцу с учетом его обращения в Управление до истечения 12 месяцев со дня смерти отца, с даты смерти ***25 ***.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Мукучана Давида Дмитриевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о назначении пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга назначить Мукучану Давиду Дмитриевичу пенсию по случаю потери кормильца с *** в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на период обучения по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.В. Войт
Свернуть