logo

Радостева Светлана Ивановна

Дело 2-264/2025 ~ М-139/2025

В отношении Радостевой С.И. рассматривалось судебное дело № 2-264/2025 ~ М-139/2025, которое относится к категории "Споры, связанные с жилищными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Кудымкарском городском суде Пермского края в Пермском крае РФ судьей Гуляевой Л.В. в первой инстанции.

Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с жилищными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Радостевой С.И. Судебный процесс проходил с участием третьего лица, а окончательное решение было вынесено 28 мая 2025 года.

Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Радостевой С.И., вы можете найти подробности на Trustperson.

Судебное дело: 2-264/2025 ~ М-139/2025 смотреть на сайте суда
Дата поступления
17.02.2025
Вид судопроизводства
Гражданские и административные дела
Категория дела
Споры, связанные с жилищными отношениями →
Другие жилищные споры →
Иные жилищные споры
Инстанция
Первая инстанция
Округ РФ
Приволжский федеральный округ
Регион РФ
Пермский край
Название суда
Кудымкарский городской суд Пермского края
Уровень суда
Районный суд, городской суд
Судья
Гуляева Людмила Викторовна
Результат рассмотрения
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Дата решения
28.05.2025
Стороны по делу (третьи лица)
Хозяшева Людмила Ивановна
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Администрация Кудымкарского муниципального округа Пермского края
Вид лица, участвующего в деле:
Ответчик
Хозяшев Станислав Анатольевич
Вид лица, участвующего в деле:
Представитель
Информация скрыта
Вид лица, участвующего в деле:
Третье Лицо
Радостева Светлана Ивановна
Вид лица, участвующего в деле:
Третье Лицо
Хозяшева Диана Станиславовна
Вид лица, участвующего в деле:
Третье Лицо
Судебные акты

<данные изъяты>

Дело № 2-264/2025

Решение

Именем Российской Федерации

28 мая 2025 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе судьи Гуляевой Л.В., при секретаре Павловой А.Ю., с участием истца Хозяшевой Л.И., третьего лица Радостевой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Хозяшевой Л.И. к администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края о признании права собственности на жилое помещение,

установил:

Хозяшева Л.И. с учетом уточнения исковых требований обратилась в суд с иском к администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края о признании права собственности на жилое помещение. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Хозяшевой Л.И. и ФИО4 был заключен договор купли-продажи, по условиям которого ФИО4 продал истцу две комнаты площадью <данные изъяты> кв. м в доме, расположенном по адресу: <адрес>, однако указанный договор зарегистрирован в установлен порядке не был. С учетом изложенного Хозяшева Л.И. просит признать за ней право собственности на квартиру площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Радостева С.И., несовершеннолетний ФИО10 в лице законного представителя Хозяшева С.А.

В судебном заседании истец Хозяшева Л.И. исковые требования поддержала, пояснив, что открыто, добросовестно и непрерывно владеет жилым помещением с 1999 года, в котором проживае...

Показать ещё

...т в настоящее время с сыном.

Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что против удовлетворения исковых требований не возражает при наличии оснований, предусмотренных статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Третье лицо Радостева С.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, поскольку на спорное жилое помещение она не претендует, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ в квартире она не проживает, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ней проживает ее сестра Хозяшева Л.И., которорая несет бремя содержания имущества.

Третье лицо ФИО10, законный представитель несовершеннолетнего ФИО10 Хозяшев С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Хозяшев С.А. представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что против удовлетворения исковых требований не возражает.

Заслушав объяснения истца, третьего лица, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

На основании пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Пункт 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

В силу пункта 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;

давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);

владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Из указанных выше положений закона и разъяснений следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

В содержащихся в абзаце 1 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснениях указано, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).

Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.

Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.

Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.

Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.

Судом из материалов дела установлено, что постановлением администрации города Кудымкара Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено Управлению образования приобрести от имени г. Кудымкара однокомнатную неблагоустроенную квартиру площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>, на сумму 11000 рублей для сирот ФИО5 и ФИО6 (лист дела 46).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО6 заключен договор купли-продажи, согласно которому ФИО4 продал ФИО6 две комнаты площадью <данные изъяты> кв. м в деревянном доме, расположенном по адресу: <адрес> (лист дела 9).

В установленном законом порядке право собственности ФИО6 на недвижимое имущество зарегистрировано не было.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 выдан ордер на жилое помещение по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи в нем указана ФИО5 (листы дела 43, 50/1).

Не являясь собственником жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование «Городской округ – город Кудымкар» заключило с ФИО6, действующей в своих интересах в интересах несовершеннолетней ФИО5, договор передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность (лист дела 48).

При отсутствии регистрации права собственности муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар» на спорное жилое помещение переход права собственности на него на основании договора передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ также не был зарегистрирован в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 заключила брак, в связи с чем ей была присвоена фамилия Хозяшева (лист дела 31).

С момента приобретения жилого помещения на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец проживает и зарегистрирована в нем, в настоящее время совместно с истцом проживает ее несовершеннолетний сын ФИО10 В течение этого времени Хозяшева Л.И. добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным недвижимым имуществом, несет бремя его содержания, оплачивая коммунальные платежи, производит ремонт жилого помещения (листы дела 52, 57-58). Данные обстоятельства подтвердили свидетель ФИО7 и третье лицо Радостева С.И. Сестра истца ФИО5 (после регистрации брака Радостева) С.И. и дочь истца ФИО10 выехали из жилого помещения, Радостева С.И. в нем не зарегистрирована (лист дела 98).

ФИО4 (продавец жилого помещения по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ) умер ДД.ММ.ГГГГ, наследников первой очереди по закону у него не было, наследственное дело после его смерти нотариусом не регистрировалось (листы дела 66, 67).

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах в отношении жилого помещений отсутствуют (листы дела 19-20).

Данное жилое помещение в собственности Кудымкарского муниципального округа Пермского края не значится (лист дела 28).

Таким образом, по смыслу статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество умершего ФИО4 считается выморочным.

В течение всего времени владения истцом спорным недвижимым имуществом публично-правовое образование в лице органа местного самоуправления какого-либо интереса к данному имуществу как к выморочному не проявляло, мер по содержанию имущества не предпринимало, обязанностей собственника этого имущества не исполняло.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 № 16-П по делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО8, переход выморочного имущества в собственность публично-правового образования независимо от государственной регистрации права собственности и совершения публично-правовым образованием каких-либо действий, направленных на принятие наследства, не отменяет требования о государственной регистрации права собственности. Собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), что предполагает и регистрацию им своего права, законодательное закрепление необходимости которой является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу. Бездействие же публично-правового образования как участника гражданского оборота, не оформившего в разумный срок право собственности, в определенной степени создает предпосылки к его утрате.

В правовом демократическом государстве, каковым является Российская Федерация, пренебрежение требованиями разумности и осмотрительности при контроле над выморочным имуществом со стороны собственника - публично-правового образования в лице компетентных органов - не должно влиять на имущественные и неимущественные права граждан, в частности добросовестных приобретателей жилых помещений (пункт 4.1).

Таким образом, публично-правовое образование, наделенное полномочиями по учету имущества, регистрации граждан, а также регистрирующее акты гражданского состояния, включая регистрацию смерти граждан, должно и могло знать о выморочном имуществе, оставшемся после смерти ФИО4, однако в течение более пятнадцати лет какого-либо интереса к имуществу не проявляло, о своих правах на него не заявляло, иска об истребовании имущества не предъявляло.

При этом сведения о том, что публично-правовое образование ранее оспаривало законность владения истцом жилым помещением, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, а также в связи с длительным бездействием публично-правового образования, как участника гражданского оборота, не оформившего в разумный срок право собственности на спорное имущество, для физического лица не должна исключаться возможность приобретения такого имущества по основанию, предусмотренному статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец Хозяшева Л.И., не являясь собственником недвижимого имущества добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным более пятнадцати лет, несет расходы по его содержанию. Каких-либо притязаний со стороны третьих лиц на жилое помещение не имеется, права третьих лиц на него не установлены.

Согласно техническим паспортам на здание и жилое помещение, выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение имеет площадь <данные изъяты> кв. м. В Едином государственном реестре содержатся сведения о виде жилого помещения – комната (листы дела 10-12, 19-20, оборот листа дела 36, листы дела 37-41).

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, признании за истцом права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности.

На основании статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14, части 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственной регистрации прав; права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Хозяшевой Л.И. удовлетворить.

Признать за Хозяшевой Л.И. (ИНН <данные изъяты>) право собственности на комнату площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья – Л.В. Гуляева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Свернуть
Прочие