Самигуллина Альбина Фаниловна
Дело 2-758/2021 ~ М-727/2021
В отношении Самигуллиной А.Ф. рассматривалось судебное дело № 2-758/2021 ~ М-727/2021, которое относится к категории "Споры, связанные с земельными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Дюртюлинском районном суде в Республике Башкортостан РФ судьей Крамаренко Е.Г. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с земельными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Самигуллиной А.Ф. Судебный процесс проходил с участием третьего лица, а окончательное решение было вынесено 11 августа 2021 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Самигуллиной А.Ф., вы можете найти подробности на Trustperson.
Другие споры, связанные с землепользованием →
Споры, связанные с самовольной постройкой
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело №2-758/2021
03RS0040-01-2021-001222-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2021 года г. Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Крамаренко Е.Г., при секретаре Гареевой Р.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самигуллина И.А. к администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ о признании права собственности на жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Самигуллин обратился в Дюртюлинский районный суд РБ с иском к администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ о признании права собственности на жилое помещение, указывая, что земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежит ему на праве собственности. На указанном земельном участке, был расположен жилой дом, 1979 года постройки, ДД.ММ.ГГГГ дом был уничтожен пожаром. В связи с чем истцом был возведен новый жилой дом за счет собственных средств общей площадью 99,8 кв.м. Разрешение на строительство дома по данному адресу не выдавалось, ответчик сослался на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, указав, что согласно карте градостроительного зонирования адрес в части границ зон с особыми условиями использования территории по санитарно-гигиеническим требованиям земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны от отдельно расположенных предприятий, групп предприятий и спецобъектов. На основании изложенного, истец просит признать за ним право собственности на у...
Показать ещё...казанный объект недвижимости.
В судебное заседание истец Самигуллин не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, возражала против удовлетворения иска.
Третьи лица Самигуллина А.Ф., Самигуллин Р.И. в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявлением просили рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражают.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п.26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, в соответствии со ст.219 ГК РФ, возникает с момента такой регистрации.
Судом установлено, что Самигуллин является собственником земельного участка площадью 486 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование – под жилую застройку, на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном земельном участке располагался жилой дом с кадастровым №, общей площадью 45,8 км.м, который был уничтожен огнем при пожаре ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером А.Г.Р., указанный жилой дом снесен полностью.
Согласно техническому паспорту жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельно участке в 2020 году возведен жилой дом общей площадью 99,8 кв.м.
Разрешительная документация на строительство жилого дома по вышеуказанному адресу Администрацией муниципального района Дюртюлинский район РБ не выдавалась, указанный дом имеет признаки самовольного строительства, что подтверждается выданным администрацией уведомлением о несоответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку площадь земельного участка истца не соответствует установленной Правилами землепользования и застройки городского поселения г.Дюртюли, утвержденного Советом МР Дюртюлинский район РБ №34/371 от 18.02.2011, минимальной площади земельного участка – 0,07 га; земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 – малоэтажные многоквартирные дома с участками, 2-3 этажа, которая не подразумевает разрешение использования для индивидуального жилищного строительства; согласно карты градостроительного зонирования городского поселения в части зон с особыми условиями использования территории по санитарно-гигиеническим требованиям, земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны от отдельно расположенных предприятий, радиус С33 100 метров.
На основании пункта 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросамместного значения городского округа относится, утверждение генеральныхпланов городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждается представительным органом местного самоуправлениягородского округа.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, которыйутверждается представительным органом местного самоуправлениягородского округа, в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации.
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки в силу статьи 1 Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами сособыми условиями использования территорий являются охранные,санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследил(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,водоохранные зоны, зоны затопления, подтоплетния, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Согласно статье 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-Ф3 «Обохране атмосферного воздуха», статьям 42, 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» защитные иохранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны создаются в целяхохраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраныокружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраныусловий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных идругих организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной ииной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающуюсреду. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основерасчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ ватмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификациейорганизаций.
В силу ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-Ф3 «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке, втом числе, нормативов градостроительного проектирования, схемтерриториального планирования, генеральных планов городских и сельскихпоселений, проектов планировки общественных центров и установлении ихсанитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СаНПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03утверждены в новой редакции (далее - Санитарные правила), которымиопределены, в частности, класс опасности промышленных объектов ипроизводств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы ипорядок их установления для отдельных промышленных объектов ипроизводств и/или их комплексов, ограничения на использование территориисанитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено,что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитныхзон для промышленных объектов и производств I и II класса опасностиосуществляется постановлением Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации, для промышленных объектов и производствIII, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут бытьустановлены, изменены на основании решения и санитарно эпидемиологического заключения Главного государственного санитарноговрача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Согласно пункту 4.4 Санитарных правил если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматьсяГлавным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.
Размер санитарно-защитной зоны для проектируемых и действующихпромышленных объектов и производств может быть увеличен по сравнениюс классификацией, полученной расчетным путем и/или по результатамнатурных наблюдений и измерений, для предприптий I и II класса опасности Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, дляпредприятий III, IV, V классов опасности по результатам натурных наблюдений и измерений - Главным государственным санитарным врачомсубъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.6Санитарных правил).
Вместе с тем санитарно-защитные зоны для промышленных объектов и производств постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границах расположения земельного участка истца не устанавливались, доказательств обратного ответчиком не представлено. Санитарно-защитная зона в месте расположения земельного участка принадлежащего истцу, установленная в отношении ОАО «Дюртюлинское комбикормовое предприятие», определена в нарушение требований действующего законодательства. Кроме того, указанное юридическое лицо прекратило свою деятельность 26.03.2008 в связи с ликвидацией.
Согласно заключению ООО «ГЖУ» г.Дюртюли от 06.07.2021 по результатам технического обследования строительных конструкций жилого дома дефектов, снижающих эксплуатационную надежность конструкций обследуемого здания в процессе визуально-инструментального обследования не выявлено, техническое состояние основных несущих элементов здания классифицируется как работоспособное, техническое состояние строительных конструкций не нарушает градостроительных и строительных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельства, судом установлено, что жилой дом возведен на законных основаниях на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке, имеет вид разрешенного использования – для под жилую застройку, ограничения либо обременения на земельный участок не установлены, и приходит к выводу, что собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Право собственника земельного участка возводить на нем здания, сооружения прямо предусмотрено статьей 263 ГК РФ.
Согласно предписаниям частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных поименованным кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Жилой дом не несет угрозы жизни и здоровью граждан и пригоден для использования по прямому назначению для проживания.
Оснований не доверять выводам, содержащимся в отчете, у суда не имеется, ответчиком заключение не оспаривается.
При таких обстоятельствах имеются все основания полагать, что самовольно построенный жилой дом не несет угрозы жизни или здоровью граждан, а также не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Фактически нарушений при строительстве жилого дома выявлено не было, кроме того, что отсутствовало разрешение на строительство.
При этом суд отмечает, что истец принимал все необходимые меры для получения разрешительной документации, однако в ее предоставлении ему было отказано.
Само же по себе нарушение минимальной площади земельного участка для строительства дома в условиях существующей застройки, суд не считает достаточным основанием для того, чтобы отказать в признании права собственности на самовольную постройку, поскольку по смыслу закона для этого необходимо существенное нарушение. Кроме того истцом указанный земельный участок площадью 486 км.м, был приобретен задолго до утверждения Правил.
Противопожарные и санитарные разрывы соблюдены, опасности для жизни и здоровья людей указанный объект не представляет, необходимые меры для обеспечения безопасной эксплуатации приняты.
При таких обстоятельствах требования истца к о признании права собственности на недвижимость подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить иск Самигуллина И.А. к администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ о признании права собственности на жилое помещение.
Признать право собственности Самигуллина И.А. на жилой дом общей площадью 99,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы, через Дюртюлинский районный суд РБ.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.08.2021 года.
Судья подпись Е.Г. Крамаренко
Копя верна. Решение не вступило в законную силу 18.08.2021 года. Подлинник решения подшит в дело №2-758/2021.
Судья Е.Г. Крамаренко
Свернуть