Шавалеева Разина Абдуллиновна
Дело 2-320/2020 (2-5833/2019;) ~ М-5834/2019
В отношении Шавалеевой Р.А. рассматривалось судебное дело № 2-320/2020 (2-5833/2019;) ~ М-5834/2019, которое относится к категории "Споры, связанные с имущественными правами" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Октябрьском районном суде г. Уфы в Республике Башкортостан РФ судьей Нурисламовой Р.Р. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с имущественными правами", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Шавалеевой Р.А. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 28 января 2020 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Шавалеевой Р.А., вы можете найти подробности на Trustperson.
Споры, связанные со сделками с частными домами и приватизированными квартирами
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Третье Лицо
Дело № 2- 320/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2020 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,
при секретаре Петрове Г.С.,
с участием истца Шавалиевой Р.А., ее представителя- Тагирова Н.Р.,
представителя ответчика- Панченко Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шавалиевой Р.А. к Аминовой Г.Ф. о признании договора мены квартиры недействительным, применении последствий недействительности сделки,
у с т а н о в и л:
Шавалиева Р.А. обратилась в суд с иском к Аминовой Г.Ф. о признании недействительным договора мены б/н от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации 02-04-01/041/2010-136 от ДД.ММ.ГГГГ; применении последствий признания сделки недействительной, то есть признании за Шавалиевой Р.А. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес>.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Шавалиевой Р.А. и Аминовой Г.Ф. заключен договор мены, по условиям которого истец получает в собственность однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Договор мены зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по РБ (на сегодняшний день- Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии РБ) за регистрационным номером № от ДД.ММ.ГГГГ. У истца не было намерения совершать сделку по договору мены. Сделка была совершена по причине злоупотребления доверием ответчика по отношению к истцу. Также основанием для признании сделки недействительной является то, что истец не мог прочитать подписываемый договор, так как с 2007 года наблюдаются проблемы со зрением, чем и ...
Показать ещё...воспользовался ответчик. Истец узнал о том, что произошло только после получения выписки из ЕГРН, то есть ДД.ММ.ГГГГ, а также незнания тонкостей российского законодательства.
Истец и ее представитель исковые требования поддержали, просили удовлетворить по приведенным в иске доводам и основаниям. Истец суду пояснила, что ответчиком является ее старшая дочь, она сказала, что будет обмен, положила бумагу. Истец имеет проблемы со зрением, плохо видит, когда подписывала документ, не видела, что подписывала. По настоящее время она проживает с мужем в квартире по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать ввиду необоснованности, истец знала, какой договор заключает и что подписывает.
Ответчик Аминова Г.Ф., представитель третьего лица- Управления Росреестра в РБ, извещенные надлежащим образом, на судебное заседание не явились, от ответчика поступило заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ по делу "М. против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 166 названного Кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)… Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре…, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч.1 ст.420, ч.ч.1,4 ст.421 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами;
В силу ч.1 ст.432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с ч.1 ст.307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно ст.309, ч.1 ст.314 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В силу ч.1 ст.567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Статьей 570 ГК РФ предусмотрено, что если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.
Установлено, что на основании договора передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Шавалиевой Р.А. находилась квартира по адресу: РБ, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор мены вышеуказанной квартиры.
Согласно разделу I указанного договора, Шавалиева Р.А. получает в собственность однокомнатную квартиру по адресу: РБ, <адрес>, общей площадью 31,0 кв.м., в том числе жилой площадью 19,2 кв.м., расположенной на третьем этаже пятиэтажного панельного жилого дома (п.1). Шавалиева Р.А. до заключения настоящего договора ознакомилась с техническим состоянием квартиры, претензий к Аминовой Г.Ф. в этой связи не имеет (п.2).
В соответствии с разделом II, Аминова Г.Ф. получает в собственность двухкомнатную квартиру по адресу: РБ, <адрес>, общей площадью 53,8 кв.м., в том числе жилой площадью 29,4 кв.м., расположенной на седьмом этажа девятиэтажного панельного жилого дома (п.1). Аминова Г.Ф. до заключения настоящего договора ознакомилась с состоянием квартиры, претензий к Шавалиевой Р.А. до заключения настоящего договора ознакомилась.
Таким образом, договор мены заключен в письменном виде, стороны перед заключением договора мены ознакомились с конструктивными особенностями и техническим состоянием взаимно переданных квартир, претензий в этой части не имели.
Договор подписан собственноручно Шавалиевой Р.А и Аминовой Г.Ф. и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, государственная регистрация права собственности произведена.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком подписан акт приема-передачи, из которого следует, что каждая сторона приняли квартиры, предусмотренные договором.
Пунктом 3 акта стороны удостоверили, что претензий друг к другу. В том числе к качеству передаваемого имущества не имеют.
В соответствии с ч.2 ст.179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Истец указывает, что в силу наличия физических недостатков – дефекта зрения не имела возможности ознакомиться с договором и понять существо заключаемой сделки.
Однако, она не является инвалидом по зрению, на момент заключения сделки пороками зрения, при котором она могла быть незрячей, не обладала. Буквы в написании фамилии, имени, отчества выполнены ровно, уверенно, расположены ровно над строкой, выделенной для подписи стороны договора.
Согласно разъяснениям, данным в п.99 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сделка, свершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной, только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки. При этом подлежит установлению умысел лица, совершившего обман. При совершении сделки под влиянием обмана формирование воли стороны сделки (потерпевшего) происходит не свободно, а вынужденно, под влиянием недобросовестных действий другого лица (контрагента), заключающихся в умышленном сознании у потерпевшего ложного (искаженного) представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, что он преднамеренно создал у истца не соответствующее действительности представление о характере сделки, ее условиях, других обстоятельств, повлиявших на решение заключить спорный договор, оснований полагать, что указанный догов мены заключен под влиянием обмана у суда не имеется.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ч. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком, установленным статьей 196 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Исходя из положений п. 1 ст. 200 ГК РФ при определении момента начала течения срока исковой давности должен учитываться не только момент, когда лицо узнало о нарушении своих прав, но и момент, когда должно было узнать о таком нарушении, что подлежит оценке в совокупности с принципами разумности и добросовестности действий участников правоотношений.
Так, в соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Оспариваемый договор мены заключен ДД.ММ.ГГГГ, с исковым заявлением Шавалиева Р.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, указав, что о заключении сделки узнала лишь ДД.ММ.ГГГГ и выписки из ЕГРН.
Между тем, оспариваемый договор мены истец подписывала лично, самостоятельно обращалась с заявлением о регистрации сделки, в связи с этим оснований для исчисления срока недействительности сделки с ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает.
В силу статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Из изложенного следует, что защиту нарушенного права по истечении срока исковой давности законодатель расценивает как исключительный случай, определяя примерный круг обстоятельств, при наличии которых возможно его восстановление, наличие большого количества исполнительных производств, на которые ссылается истец, к таковым не относится.
В связи с отсутствием бесспорных доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, препятствовавших обращению истца в суд, у суда не имеется правовых оснований для восстановления срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требование о признании договора мены недействительным не включено законодателем в число требований, на которые исковая давность не распространяется, принимая во внимание, что об обстоятельствах, являющихся, по мнению истца, основанием для признания сделки недействительной, истец должен был узнать с ДД.ММ.ГГГГ, но с настоящим исковым заявлением обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных ст.205 ГК РФ, не установлено, суд приходит к заключению, что Шавалиева Р.А. пропустила срок исковой давности без уважительных причин.
В силу ч.2 ст.199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, истец каких-либо письменных доказательств безденежности договора купли-продажи суду не представил и судом такие не установлены, в связи с этим суд не усматривает оснований для признания договора мены недействительным.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Шавалиевой Р.А. о признании сделки мены недействительной, применении последствий недействительности сделки не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Шавалиевой Р.А. к Аминовой Г.Ф. о признании договора мены квартиры недействительным, применении последствий недействительности сделки - отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р.Р. Нурисламова
Свернуть