Шорохова Татьяна Филаретовна
Дело 2-1746/2014 ~ М-349/2014
В отношении Шороховой Т.Ф. рассматривалось судебное дело № 2-1746/2014 ~ М-349/2014, которое относится к категории "Споры, связанные с жилищными отношениями" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Чкаловском районном суде г. Екатеринбурга Свердловской области в Свердловской области РФ судьей Тарасюком Ю.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, связанные с жилищными отношениями", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Шороховой Т.Ф. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 30 мая 2014 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Шороховой Т.Ф., вы можете найти подробности на Trustperson.
Другие жилищные споры →
Иные жилищные споры
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
решение в окончательной форме изготовлено 11.06.2014
дело № 2-1746/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 30 мая 2014 года
Чкаловский районный суд города Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Тарасюк Ю.В.,
при секретаре Романовской П.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шороховой ТФ, действующей в защиту интересов несовершеннолетнего Шорохова РС, к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании права пользования жилыми помещениями в коммунальной квартире,
установил:
спорные жилые помещения - две комнаты общей площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м в коммунальной <адрес>.
Она (Шорохова) является нанимателем двух комнат площадью <данные изъяты> кв.м в 6-ти комнатной коммунальной квартире по вышеуказанному адресу, совместно с ней проживает ее сын Шорохов И.Н., сноха Шорохова Н.К., их несовершеннолетние дети Шорохов А.И., Шорохов М.И., Шорохов Д.И., Шорохов Р.С., а также ребенок – сирота Шорохов Р.С., находящийся под попечительством истца. В ДД.ММ.ГГГГ года в квартире освободились спорные комнаты, в связи с чем она (Шорохова) обратилась к ответчику об их предоставлении. Последовал отказ из-за предполагаемого сноса дома, а также включения дома в список ветхого жилья. Истец считает, что вправе претендовать на освободившееся жилье, так как ее семья проживает в стесненных жилищных условиях, за свой счет произвела в спорных комнатах косметический ремонт. Просит признать за ней (Шороховой) и несовершеннолетним Шороховым Р.С. право пользования спорным...
Показать ещё...и комнатами и обязать ответчиков заключить договор социального найма освободившегося жилья.
Уточнив исковые требования, истец настаивала на удовлетворении исковых требований по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ истец Шорохова Т.Ф. от исковых требований к ответчикам в своих интересах отказалась, просила считать истцом по заявленным требованиям несовершеннолетнего Шорохова Р.С.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований Шороховой Т.Ф., действующей в своих интересах, к ответчикам прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании процессуальный истец Шорохова Т.Ф. и несовершеннолетний Шорохов Р.С. настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представители ответчиков Администрации г. Екатеринбурга Бекишева О.В. и Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга Гардер Н.Е. исковые требования не признали, указав, что наличие у несовершеннолетнего Шорохова Р.С. статуса малоимущего гражданина не доказано.
Представитель третьего лица ООО «Урал – Регион» Салтыкова И.А. полагала исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Шорохов И.Н. в судебное заседание явился и исковые требования поддержал, впоследствии был удален из зала судебного заседания после неоднократного нарушения порядка в судебном заседании.
Третье лицо Шорохова Н.К., действующая в своих интересах и в интересах Шорохова А.И., Шорохова М.И., Шорохова Д.И., будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась.
С учетом мнения участников процесса и положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что по адресу<адрес> расположена коммунальная квартира, состоящая из шести комнат. Две комнаты общей площадью 27,9 кв.м (12,7 кв.м + 15,2 кв.м) принадлежали на праве собственности Павлову А.К., в настоящее время проданы застройщику ООО «Урал – Регион» в связи с предстоящим сносом дома.
Четыре комнаты в указанной квартире общей площадью 53,1 кв.м (16 кв.м + 13,1 кв.м + 13,1 кв.м + 10,9 кв.м) находятся в муниципальной собственности на основании Постановления Главы города Екатеринбурга от 17.07.1996 № 512.
На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ семья Шороховых занимает две муниципальные комнаты площадью 13,1 кв.м и 16 кв.м в коммунальной квартире по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, что ответчиками не оспаривается.
Из справки с места жительства следует, что в двух комнатах общей площадью 27,9 кв.м зарегистрировано семь человек: наниматель Шорохова И.Ф. и члены ее семьи Шорохов И.Н., Шорохова Н.К., несовершеннолетние Шорохов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Шорохов Д.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Шорохов М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Шорохов А.И., 2007 г.р.
Несовершеннолетний Шорохов Р.С. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, находится под попечительством Шороховой Т.Ф. (л.д. 16).
В двух спорных комнатах общей площадью 24 кв.м (13,1 кв.м + 10,9 кв.м) в настоящее время никто не зарегистрирован. Ранее в ней были зарегистрированы наниматель Сандул М.Л., снята с учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ, а также Сандул В.В., снятый с учета со смертью ДД.ММ.ГГГГ, а также Ляшенко Л.Н., Ляшенко Н.И., Ляшенко О.И. и Ляшенко Ю.М.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ Ляшенко Л.Н., Ляшенко Н.И., Ляшенко О.И. признаны не приобретшими право пользования спорными комнатами коммунальной квартиры. Данное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии Ляшенко Л.Н. и Ляшенко Н.И. были сняты с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ, Ляшенко О.И. и Ляшенко Ю.М. – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).
В судебном или ином порядке вопрос о жилищных правах Ляшенко Ю.М. на спорные комнаты не ставился, доказательств в подтверждение их отсутствия в деле нет, в связи с чем суд приходит к выводу, что датой юридического и фактического освобождения спорных комнат является дата снятия Ляшенко Ю.М. с регистрационного учета - ДД.ММ.ГГГГ
С учетом указанной даты освобождения порядок предоставления спорных комнат в коммунальной квартире регулируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления (часть 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, для предоставления нанимателю освободившегося жилья в коммунальной квартире необходимо одновременное сочетание двух условий: малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Согласно пункту 1 части 1 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв. м общей площади на одного человека.
Судом установлено, что по состоянию на дату освобождения жилья и в настоящее время семья нанимателя Шороховой Т.Ф. состоит из семи человек.
С 1990 года в пользовании семьи Шороховых находится две комнаты общей площадью 40,45 кв.м, жилой - 29,1 кв.м в квартире по адресу: <адрес>
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, с ДД.ММ.ГГГГ года в собственности нанимателя Шороховой Т.Ф. находится вторая часть жилого дома общей площадью 23,1 кв.м по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года в собственности члена семьи нанимателя Шороховой Н.К. находится ? жилого дома общей площадью 26,8 кв.м по адресу: <адрес>.
Таким образом, на дату освобождения спорных комнат и по настоящее время обеспеченность общей жилплощадью на одного члена семьи Шороховых составляет 10,99 кв.м (40,45 кв.м + 23,1 кв.м + 13,4 кв.м), что превышает учетную норму.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно статье 5 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ признание граждан малоимущими осуществляется в порядке, установленном законом Свердловской области, определяющим порядок ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств в подтверждение наличия у нанимателя Шороховой Т.Ф. или у членов ее семьи статуса малоимущих граждан, присвоенного им в установленном порядке. С заявлением о признании нанимателя Шороховой Т.Ф. или кого-либо из членов ее семьи малоимущими гражданами истец в орган местного самоуправления не обращался, установленную законом процедуру признания такого статуса не проходил.
Поскольку на дату освобождения жилья в коммунальной квартире обеспеченность жилплощадью каждого члена семьи Шороховых превышала учетную норму, а также никто из них не признан малоимущим, отсутствуют необходимые условия для предоставления указанной семье спорных жилых комнат в порядке частей 1 и 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд отмечает, что нуждаемость семьи Шороховых в улучшении жилищных условий являлась предметом проверки при обращении нанимателя в ДД.ММ.ГГГГ году в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга в целях получения социальной выплаты для строительства жилья.
Распоряжением главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № в признании семьи Шороховых из семьи человек нуждающейся в жилье отказано по причине обеспеченности каждого члена семьи общей жилплощадью свыше учетной нормы.
При этом жилищные условия семьи Шороховых, существовавшие на дату вынесения указанного Распоряжения и на момент освобождения спорных комнат в коммунальной квартире, являлись одинаковыми.
Исходя из требований пункта 1 статьи 673 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В силу частей 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Материалами дела подтверждается, что жилой дом <адрес> ввиду ветхости включен Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 15.10.2004 № 1239-I в перечень домов, подлежащих сносу с отселением граждан, зарегистрированных в этих домах (л.д. 86, 87).
Таким образом, спорные комнаты, на которые претендует истец Шорохов Р.С., на дату их освобождения и по настоящее время не отвечают требованиям, предъявляемым к жилому помещению, что исключает возможность их предоставления по договору социального найма.
По существу, законный представитель Шорохова Т.Ф. просит не предоставить спорные комнаты в коммунальной квартире в дополнение к имеющимся всем членам семьи, а требует выделить освободившееся жилье только одному несовершеннолетнему Шорохову Р.С. и заключить с ним отдельный договор социального найма, ссылаясь на наличие у него статуса ребенка - сироты.
Однако такой способ защиты жилищных прав направлен на закрепление порядка пользования комнатами коммунальной квартире членами одной семьи и противоречит принципу равенства прав нанимателя и членов его семьи по пользованию всем жилым помещением без каких-либо изъятий, а потому является ненадлежащим.
К тому же, наличие у несовершеннолетнего Шорохова Р.С. статуса ребенка -сироты само по себе не является основанием для предоставления ему освободившихся комнат в коммунальной квартире в порядке статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку законом предусмотрен иной порядок обеспечения жильем данной категории граждан.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения.
В силу указанной статьи, детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 01.01.2013, в случае, если дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, то есть до 01.01.2013.
Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае реализации ими предусмотренных жилищных льгот после 01.01.2013 могут быть обеспечены только специализированными жилыми помещениями.
Приказом ТОИОГВ Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № признан невозможным факт проживания Шорохова Р.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>
Приказом ТОИОГВ Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Шорохов Р.С. признан нуждающимся в предоставлении специализированного жилого помещения и принят на жилищный учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Поскольку право на обеспечение жилищем реализовано несовершеннолетним Шороховым Р.С. уже после введения в действие Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, оснований для предоставления ему жилья на условиях социального найма во внеочередном порядке не имеется.
В судебном заседании истец не доказал наличие у него права на предоставление освободившихся спорных комнат в коммунальной квартире. При таких обстоятельствах требования законного представителя Шороховой Т.Ф. о признании за несовершеннолетним Шороховым Р.С. права пользования спорными комнатами на условиях социального найма и возложении на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанности по заключению договора социального найма на спорные комнаты удовлетворению не подлежат.
При подаче иска в суд законным представителем Шороховой Т.Ф. уплачена государственная пошлина <данные изъяты>, которая в связи с обращением в суд в защиту интересов несовершеннолетнего, не подлежала оплате. Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере <данные изъяты> подлежит возврату истцу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шороховой ТФ, действующей в защиту интересов несовершеннолетнего Шорохова РС, к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании права пользования жилыми помещениями - двумя комнатами площадью 13,1 кв.м и 10,9 кв.м в коммунальной квартире по адресу: <адрес> и возложении обязанности по заключению договора социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде.
Председательствующий Ю.В. Тарасюк
Свернуть