Туктарова Венера Миневалеевна
Дело 2-248/2013-К ~ М-223/2013-К
В отношении Туктаровой В.М. рассматривалось судебное дело № 2-248/2013-К ~ М-223/2013-К, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Кумертауском межрайонном суде в Республике Башкортостан РФ судьей Валитовым А.Ш. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Туктаровой В.М. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 24 апреля 2013 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Туктаровой В.М., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
Дело № 2-248/2013.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2013 года. с. Ермолаево.
Куюргазинский районный суд РБ в составе
председательствующего судьи Валитова А.Ш.,
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием: истицы Туктаровой <данные изъяты>,
представителя ответчика Пикалевой <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туктаровой <данные изъяты> к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по РБ в Куюргазинском районе о признании права на льготную пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на льготную пенсию, указав, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ отказано ей в назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Рассчитав ее стаж лечебной деятельности по одному из двух вариантов, должностные лица включили периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, однако, исключили из него следующие периоды:
- учеба в <адрес> медицинском колледже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 26 дней);
- курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 28 дней);
- отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 1 день).
Все периоды ответчиком были исчислены в к...
Показать ещё...алендарном порядке.
Всего ей не засчитаны 1 год 11 месяцев 25 дней.
Исключив эти периоды работы из льготного стажа, ответчик подсчитал, что на ДД.ММ.ГГГГ он составил 22 года 4 месяца 14 дней, при этом, данный подсчет не включили периоды нахождения в декретном отпуске 10 месяцев 17 дней и отпуск по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года (4 месяца 29 дней).
Также ей не включили в льготный стаж период учебы в <адрес> медицинском колледже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 26 дней).
С этим она не согласна, так как в данный период времени она работала и совмещала работу с обучением, то есть училась без отрыва от производства. В данный период ей начислялась зарплата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Истица просит отменить решение ответчика об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ответчика включить в ее трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, следующие периоды: учеба в <адрес> медицинском колледже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 26 дней); нахождения курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 28 дней); нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 1 день). Признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать ответчика назначить ей данную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица иск поддержала полностью и показала, что при написании искового заявления, в просительной части ошибочно просила назначить указанную пенсию в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», учитывая, что подп. 11 п. 1 ст. 28 утратил силу, просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Отменить решение ответчика в части не включения в льготный стаж работы периоды нахождения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учебе в <адрес> медицинском колледже, так как ее учеба в этот период проходила без отрыва от производства, она по месту работы выполняла лечебную деятельность и получала заработную палату; нахождения на курсах повышения квалификации. Эти периоды работы исчислить в льготном порядке. Также исчислить в льготном порядке все периоды ее трудовой деятельности, которые ответчиком исчислены в календарном порядке.
Представитель ответчика Пикалева Т.В. иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать, обосновав тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по заявлению истицы от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
Причина отказа: отсутствие требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
Стаж работы истицы, осуществляющей лечебную деятельность в сельской местности на день подачи заявления составил 22 года 4 месяца 14 дней (льгота к сельскому стажу не применяется).
Кроме того, на момент рассмотрения заявления истицы, к заявлению не были приложены документы, свидетельствующие, что истица обучалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на учебе в <адрес> медицинском колледже без отрыва от производства и ей по месту работы начислялась заработная плата.
Выслушав истицу, представителя ответчика Пикалеву Т.В. и исследовав материалы дела, суд находит, иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 28 дней в календарном порядке); нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет после ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учебы в <адрес> медицинском колледже без отрыва от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 25 дней в календарном порядке) ответчик не засчитал в стаж истицы, дающий право на назначение досрочной пенсии. Кроме того, ответчик засчитал в календарном порядке периоды нахождения истицы в дородовых и послеродовых отпусках истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 17 дней).
В связи с вышеизложенным, ответчик подсчитал, что на ДД.ММ.ГГГГ стаж истицы составил 22 года 4 месяца 14 дней.
Не включение ответчиком в стаж истицы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет после 6 октября 1992 года является не правомерным.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая аналогичное дело, в своем Определении от 22 октября 2009 года № 49-В09-14 указал, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет), то период (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет) Туктаровой В.М. начался в период действия названных нормативных актов (26 ноября 1991 года), с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет
уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижения возраста ребенка полутора лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку это право у Туктаровой В.М. возникло до 6 октября 1992 года.
Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, ибо Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, предусматривают, что в стаж работы в должностях и учреждениях, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается лицам, осуществлявшим не только лечебную, но и иную деятельность по охране здоровья населения. В период нахождения на курсах повышения квалификации медицинские работники хотя и не занимаются лечебной деятельностью, но продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно ст. 187 ТК РФ, в случаях направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Истица, находясь на курсах повышения квалификации, повышала свою квалификацию и направлялась на курсы не по своему личному желанию, а работодателем. На время обучения за ним сохранялась средняя заработная плата, должность, место работы, выплачивались взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 17 дней) нахождения истицы в отпусках по беременности и родам (дородовой и послеродовой отпуск) ответчик засчитал в стаж истицы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в календарном порядке, данный период подлежит исчислению в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца (в льготном исчислении + 2 месяца 17 дней), поскольку отпуск по беременности и родам относится к периодам временной нетрудоспособности, когда истица получала пособие по государственному социальному страхованию, что являлось гарантией продолжения трудовых отношений, в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, а также разъяснением Министерства труда РФ № 5 от 22 мая 1996 года такой отпуск подлежит включению в специальный стаж, работа в той должности, которую истица занимала в этот период.
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Таким образом, подлежит включению в специальный стаж период нахождения Туктаровой В.М. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, поскольку условия трудового договора не менялись, периоды, предшествовавшие указанному периоду засчитаны в специальный стаж из расчета 1 к 1,3 (1 год 4 месяца 1 день в календарном исчислении + 4 месяца в льготном исчислении = 1 год 8 месяцев 1 день), также подлежат в льготном исчислении периоды нахождения истицы: на курсах повышения квалификации (2 месяца 28 дней в календарном + 22 дня в льготном исчислении = 3 месяца 20 дней); на учебе в <адрес> медицинском колледже без отрыва от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 25 дней в календарном порядке + 2 месяца 13 дней в льготном исчислении = 1 год 8 дней).
Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ (на день обращения с заявлением о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости) стаж истицы, дающий право на
назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, составляет 25 лет 7 месяцев.
Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить полностью.
Отменить решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куюргазинском районе по Республике Башкортостан об отказе в установлении пенсии Туктаровой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в части в части не включения в специальный стаж Туктаровой <данные изъяты> периоды: учебы в <адрес> медицинском колледже, нахождения на курсы повышения квалификации; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет после 6 октября 1992 года.
Признать право Туктаровой <данные изъяты> на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куюргазинском районе по Республике Башкортостан назначить Туктаровой <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Куюргазинский районный суд.
Председательствующий А.Ш. Валитов
Согласно определению ВС РБ от 18.06.2013г. решение отменено полностью, с вынесением нового решения
Судья А.Ш. Валитов
Свернуть