Галимов Марат Магасумович
Дело 2-647/2018 ~ М-642/2018
В отношении Галимова М.М. рассматривалось судебное дело № 2-647/2018 ~ М-642/2018, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где после рассмотрения было решено отклонить иск. Рассмотрение проходило в Бирском межрайонном суде в Республике Башкортостан РФ судьей Аюповой Р.Н. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Галимова М.М. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 13 июля 2018 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Галимовым М.М., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации →
по искам застрахованных
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
- Вид лица, участвующего в деле:
- Представитель
дело № 2- 647/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 июля 2018 года г. Бирск
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Аюповой Р.Н., при секретаре Семеновой Н.В., с участием представителя истца ФИО1 ФИО3, представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и г. Бирск Республики Башкортостан об обязании включения в страховой стаж периода пребывания на инвалидности и произведения перерасчета пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и г. Бирск Республики Башкортостан (далее по тексту ГУ УПФ РФ в Бирском районе и г. Бирск РБ) об обязании включения в страховой стаж периода пребывания на инвалидности и произведения перерасчета пенсии, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в армии по контракту и принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 2 группа инвалидности сроком на 5 лет впервые, с ДД.ММ.ГГГГ установлена повторно 2 группа инвалидности на 5 лет вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ДД.ММ.ГГГГ установлена бессрочно 2 группа инвалидности. С момента установления инвалидности ему было предоставлено право на компенсации и льготы, утвержденные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ по <адрес> ему назначена пенсия по старости, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В начале 2008 года он переехал в г. Бирск и с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию через ГУ УПФ РФ в Бирском районе и г. Бисрке РБ, которая была пересчитана им с учетом законодательства о назначении пенсии в <адрес>. ФИО1 полагая, что ему не были включены в страховой стаж периоды пребывания на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, он обратился к ответчику с заявлением о включении этих периодов в страховой стаж и перерасчете п...
Показать ещё...енсии, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ему отказал, поскольку в соответствии с п. «а» ст. 92 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж до 01 января 2002 года засчитываются периоды пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального образования, вместе с тем, в акте освидетельствования во МСЭ не указана причина инвалидности «профессиональное заболевание». Просит суд обязать ответчика при назначении пенсии по старости включить в общий трудовой стаж при назначении пенсии по старости период его нахождения на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по старости с учетом включения в общий трудовой стаж периода его нахождения на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени и последующем.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные исковые требования поддержал, просила удовлетворить, пояснил, что спорный период подлежит включению в общий трудовой стаж, ответчиком незаконно отказано во включении и перерасчете, по законодательству того периода инвалидность, полученная вследствие ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, приравнена к производственной травме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Бирском районе и г. Бирск РБ ФИО4 возражал в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях по делу, пояснив, что истец получает одновременно две пенсии: по старости и по инвалидности, связанной с военной травмой, поэтому включение спорного периода как производственной травмы в трудовой стаж не возможно, истец сам выбрал порядок получения пенсии как вследствии военной травмы.
В силу ст.167 ГПК РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения в отсутствии неявившихся истца.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца и представителя ответчика, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст.15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу новый Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 36 приведенного Закона со дня его вступления в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случаях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, страховая пенсия по старости назначается при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж, соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение досрочной пенсии на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Аналогичные правовые основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанной категории получателям государственной пенсии по инвалидности в связи с военной травмой, предусматривались и Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена 2 группа инвалидности сроком на 5 лет, согласно справке ВТЭК причина инвалидности – увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с работой по ликвидации аварии на ЧАЭС.
ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность повторно на 5 лет, ДД.ММ.ГГГГ – бессрочно, группа инвалидности и ее причины остались неизменными.
Истец является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с подп.2 п.1 ст.10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу сообщено, что в соответствии с п. «а» ст. 92 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж до 01 января 2002 года засчитываются периоды пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального образования, вместе с тем, в акте освидетельствования во МСЭ не указана причина инвалидности «профессиональное заболевания».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания гражданина инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 среди причин инвалидности различались в том числе: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, иные причины, установленные законодательством РФ.
Исходя из указанных нормативных актов, причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от установленных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставления различных льгот.
В соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года № 17, в качестве причин инвалидности предусмотрены: «профессиональное заболевание» (инвалидность наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний - п. 5), «трудовое увечье» (инвалидность наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, - п. 6), «военная травма» (инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, - п. 7), «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» (устанавливается указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - п. 12). При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» инвалидностью вследствие военной травмы считается также и инвалидность, наступившая, в том числе в связи с прохождением военной службы при исполнении иных обязанностей военной службы.
Анализ содержания вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель разграничил понятия «инвалидность, связанную с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем» и «инвалидность, наступившую вследствие военной травмы».
Инвалидность вследствие военной травмы обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы.
Пунктом 2 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
В свою очередь на основании пп. 1 п. 3 ст. 3 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности (предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 15 данного ФЗ) и страховой пенсии по старости.
Часть 2 статьи 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 закрепляя условия пенсионного обеспечения инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, приравнивает их к инвалидам вследствие военной травмы и предоставляет им тем самым возможность пользоваться льготами в сфере пенсионного обеспечения, включая право на одновременное получение двух пенсий.
Следовательно, право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и трудовой пенсии по старости - обусловлено и вытекает из установленной причины инвалидности «вследствие военной травмы».
Право на получение пенсии, как гражданину, ставшему инвалидом вследствие военной травмы, реализовано истцом в 2001 году.
В настоящем иске истец просит включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии период нахождения на инвалидности. Однако такой период подлежит включению в страховой стаж только при указании причин инвалидности «увечье, связанное с производством или профзаболевание» (п. 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. «а» ст. 92 Закона РФ от 20.11.1999 г. № 340-1 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). В данном же случае причина инвалидности у истца иная, причислена к «военной травме», эта причина и определяет назначение двух пенсий, в том числе и страховой пенсии по старости.
П.1 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС по желанию гражданина в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» или ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
В соответствии с редакцией п. 1 ст. 29 Закона РФ от 15 мая1991 года № 1244-1 (до 01 января 2002 года) назначение пенсии по инвалидности указанным в законе лицам, как пенсии вследствие трудового увечья или профзаболевания, гарантировалось законодателем при ее назначении по нормам Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
В данном случае истец претендует на одновременное получение двух пенсий по инвалидности и страховой пенсии по старости, такое право по своему характеру является льготой для указанных в п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 лиц.
Следовательно, назначение пенсий по инвалидности и страховой пенсии по старости должно производиться только на основании пункта 3 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», как пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, предусмотренной пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 этого ФЗ и страховой пенсии по старости, в соответствии с пп.3 п.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Документально подтвержденный истцом на дату обращения в пенсионный орган страховой стаж составил 21 год 09 месяцев 19 дней и наличие возраста 55 лет, что является менее установленного пп. 3 п. 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении в страховой стаж периода нахождения на инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку требования о возложении обязанности производства перерасчета с учетом включения периода нахождения на инвалидности и выплаты задолженности по недополученной пенсии без ограничения времени являются производными от требований истца о включении в страховой стаж периода нахождения на инвалидности 2 группы, а потому, правовых оснований для удовлетворения данных требований также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и г. Бирск Республики Башкортостан об обязании включения в страховой стаж периода пребывания на инвалидности и произведения перерасчета пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 июля 2018 года.
Судья Р. Н. Аюпова
Свернуть