Хафизов Рафаил Кафильевич
Дело 2-7382/2012 ~ М-6306/2012
В отношении Хафизова Р.К. рассматривалось судебное дело № 2-7382/2012 ~ М-6306/2012, которое относится к категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Дело рассматривалось в первой инстанции, где в результате рассмотрения, иск (заявление, жалоба) был удовлетворен. Рассмотрение проходило в Центральном районном суде г. Читы Забайкальского края в Забайкальском крае РФ судьей Коберской М.В. в первой инстанции.
Разбирательство велось в категории "Споры, возникающие из пенсионных отношений", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Хафизова Р.К. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 5 декабря 2012 года.
Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Хафизовым Р.К., вы можете найти подробности на Trustperson.
Из нарушений пенсионного законодательства →
Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации
- Вид лица, участвующего в деле:
- Истец
- Вид лица, участвующего в деле:
- Ответчик
Дело № 2-7382-2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2012 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Таралло Д..А,.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Хафизова Р.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной работы,
У С Т А Н О В И Л
Хафизов Р.К. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя его следующим.
04.09.2012 он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, однако в назначении такого вида пенсии ему было отказано на основании протокола № 2825 от 27.09.2012 в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж лечебной работы не был засчитан период его службы в рядах Советской Армии с 03.05.1975 по 04.05.1977 (2 года 0 месяцев 02 дня).
Истец, полагая, что на день обращения за пенсией 04.09.2012 его специальный стаж составил – 30 лет 6 месяцев 18 дней, в том числе бесспорно принятый пенсионным органом специальный стаж - 28 лет 6 месяцев 16 дней и подлежащий включению – 2 года 0 месяцев 02 дня службы в Армии), с отказом в назначении пенсии не согласен и просил суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) включить в его специальный стаж, дающи...
Показать ещё...й право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период службы в рядах Советской Армии с 03.05.1975 по 04.05.1977, возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения за ней, т.е. с 04.09.2012.
В судебном заседании истец и его представитель Дряева Л.В. исковые требования поддержали, дав пояснения, аналогичные вышеизложенному.
Представитель ответчика Ткачук Ю.И., действующая на основании доверенности, исковые требования Хафизова Р.К. не признала, полагая, что период службы истца в Вооруженных Силах СССР с 03.05.1975 по 04.05.1977 не подлежащим включению в специальный стаж, так как право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляется гражданам в связи с осуществлением лечебной работы, а спорные периоды к периодам такой работы не относятся. В связи с этим просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2). Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода).
В соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001г (женщинам по достижения возврата 55 лет, мужчинам – 60 лет), в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения при стаже не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.20 п.1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила), и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В вышеуказанном Списке предусмотрены должности: «врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность», в том числе и такие учреждения здравоохранения как «больницы всех наименований».
Согласно пункту 4 Правил периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. Пунктом 4 Правил определено, что эта льгота предоставляется при условии занятости в течение полного рабочего дня в соответствующих должностях и подразделениях.
В силу п.5 тех же Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Как установлено в судебном заседании, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, Хафизов Р.К. 04.09.2012 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной работы в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Протоколом решения руководителя межрайонного Управления ПФР № 2825 от 27.09.2012 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. На дату обращения за пенсией, по мнению пенсионного органа, истец выработал специальный стаж в объеме 28 лет 6 месяцев 16 дней.
Из распечатки стажа, имеющейся в отказном пенсионном деле Хафизова Р.К., судом установлено, что период службы истца в Вооруженных Силах СССР с 03.05.1975 по 04.05.1977 засчитан ему в страховой стаж без льготы по специальному стажу.
При этом из трудовой книжки истца (записи № 3 и № 4) усматривается, что указанный период его службы в рядах Советской Армии внесен в документ на основании военного билета НЧ № 1371102.
Суд считает возможным и необходимым включить период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР с 03.05.1975 по 04.05.1977 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя при этом из следующего.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. А пунктом 4 указанного Положения установлено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.
Период службы Хафизова Р.К. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть указанный спорный период имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам и работникам здравоохранения.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что на дату обращения 04.09.2012 Хафизов Р.К. выработал необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 30 лет 6 месяцев 18 дней.
Так, бесспорно принятый пенсионным органом специальный стаж составляет 28 лет 6 месяцев 16 лет. Дополнительно подлежит включению период службы в рядах Вооруженных Силах СССР 2 года 0 месяцев 02 дня.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
Вместе с тем, п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. На дату обращения за пенсией истец обладал правом на указанную пенсию, соответственно, и пенсия должна быть ему назначена с даты обращения за ней - с 04.09.2012 в установленном законом размере
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хафизова Р.К. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) включить Хафизову Р.К. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период службы в рядах Вооруженных Силах СССР с 03.05.1975 по 04.05.1977.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Хафизова Р.К. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 04.09.2012 в установленном законом размере.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.
Судья Коберская М.В.
Свернуть