logo

Мичкина Виктория Ивановна

Дело 33-8102/2017

В отношении Мичкиной В.И. рассматривалось судебное дело № 33-8102/2017, которое относится к категории "Дела, связанные с социальными спорами" в рамках гражданского и административного судопроизводства. Апелляция проходила 10 марта 2017 года, где в результате рассмотрения решение было отменено. Рассмотрение проходило в Московском областном суде в Московской области РФ судьей Мизюлиным Е.В.

Разбирательство велось в категории "Дела, связанные с социальными спорами", и его итог может иметь значение для тех, кто интересуется юридической историей Мичкиной В.И. Судебный процесс проходил с участием истца, а окончательное решение было вынесено 15 марта 2017 года.

Подобные судебные дела могут свидетельствовать о финансовых спорах, гражданско-правовых претензиях или иных юридических аспектах, которые могут быть важны для работодателей, деловых партнеров или контрагентов. Если вам необходимо больше информации о данном разбирательстве или других судебных процессах, связанных с Мичкиной В.И., вы можете найти подробности на Trustperson.

Судебное дело: 33-8102/2017 смотреть на сайте суда
Дата поступления
10.03.2017
Вид судопроизводства
Гражданские и административные дела
Категория дела
Дела, связанные с социальными спорами →
Другие социальные споры →
Иные социальные споры
Инстанция
Апелляция
Округ РФ
Центральный федеральный округ
Регион РФ
Московская область
Название суда
Московский областной суд
Уровень суда
Суд субъекта Российской Федерации
Судья
Мизюлин Евгений Валентинович
Результат рассмотрения
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Дата решения
15.03.2017
Участники
Мичкина Виктория Ивановна
Вид лица, участвующего в деле:
Истец
Военный комиссариат Московской области
Вид лица, участвующего в деле:
Ответчик
Красногорский отдел военного комиссариата МО
Вид лица, участвующего в деле:
Ответчик
Судебные акты

Судья Потапова С.В. Дело № 33-8102/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Мизюлина Е.В., Гулиной Е.М.,

при секретаре Конюховой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2017 года апелляционную жалобу Военного комиссариата Московской области Министерства обороны Российской Федерации на решение Красногорского городского суда Московской области от 28 ноября 2016 года по делу

по иску В. к Военному комиссариату Московской области Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в выплате пособия, обязании совершить действия,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения представителя ответчика,

У С Т А Н О В И Л А:

В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Московской области Министерства обороны Российской Федерации, с учетом уточненного иска, просила суд: признать незаконными действия должностных лиц: начальника одела социального обеспечения Красногорского одела военного комиссариата Московской области и начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области об отказе в выплате пособия на погребение за умершего 30.10.2015 года пенсионера Министерства обороны Российской Федерации Маковецкого Ивана Ивановича, обязании выплатить истице, проводившей похороны отца на изготовление, установку памятника: пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером Маковецким И.И. ко дню смерти в размере 103709 рублей и за изготовление ...

Показать ещё

...и установку надгробного памятника в размере 31541 рубль.

Свои требования мотивировала тем, что её отец - И., <данные изъяты> года рождения, являясь ветераном вооруженных сил СССР и военным пенсионером Министерства обороны РФ, был зарегистрирован и проживал по адресу: Московская область, <данные изъяты>. Во время кратковременного пребывания в Республике Беларусь <данные изъяты> года И. скончался. Истице отделом ЗАГС Мигорисполкома были выданы свидетельство о смерти и справка о пособии на погребение. В выдаче документов российского образца ей было отказано. 16.11.2015 года обратившись с заявлением к ответчику по вопросу получения пособия на погребение отца, ритуального пособия и социального пособия на погребение 25.05.2016 г. истицей получен отказ в выплате пособия, из которого следует, что свидетельство о смерти, выданное отделом ЗАГС Мигорисполкома, не соответствует форме № 33, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1274. Истица считает данный отказ незаконным.

Решением Красногорского городского суда от 28 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Московской области Министерства обороны Российской Федерации просит его отменить и в удовлетворении иска отказать.

В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истицы, извещенной надлежащим образом о дате рассмотрения дела (л.д. 47-50, 52). Также, в судебном заседании по телефонограмме истица уведомила, что извещена о времени рассмотрения дела (протокол судебного заседания от 15.03.2017 года).

Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч.1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции данным требованиям закона не соответствует.

Судом первой инстанции установлено, что отец истицы - И., <данные изъяты> года рождения, являясь ветераном вооруженных сил СССР и военным пенсионером Министерства обороны РФ, был зарегистрирован и проживал по адресу: Московская область, <данные изъяты>.

<данные изъяты> И. скончался во время пребывания в Республике Беларусь. Истице отделом ЗАГС Мигорисполкома было выдано свидетельство о смерти.

16.11.2015 г. обратившись с заявлением к ответчику по вопросу получения пособия на погребение отца, ритуального пособия и социального пособия на погребение 25.05.2016 г. истицей получен отказ в выплате пособия, из которого следует, что свидетельство о смерти, выданное отделом ЗАГС Мигорисполкома, не соответствует форме № 33, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. № 1274 (л.д.5).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие у истицы права на получение пособия на погребение Маковецкого И.И., факт смерти которого подтверждается свидетельством о смерти, истец своевременно обратилась с заявлением о получении пособия к ответчику, в связи с чем, отказ ответчика по единственному основанию – в связи с отсутствием справки о смерти формы №33, является необоснованным.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.

Согласно пункта 21 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивается членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 15.11.1997 года №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - ФЗ "Об актах гражданского состояния").

Согласно пункту 15 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной приказом МВД России МВД России от 31.12.2002 года №1272, факт гибели (смерти) сотрудников, курсантов и слушателей учебных заведений МВД России удостоверяется медицинским работником с выдачей медицинского свидетельства о смерти. На основании этого документа регистрация смерти осуществляется в органах ЗАГС. В случае наступления гибели (смерти) на территориях других государств смерть регистрируется в консульских учреждениях. Этими учреждениями выдаются свидетельство о смерти погибшего (умершего) и справка о смерти для получения ритуального пособия по установленной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 76 ФЗ "Об актах гражданского состояния", записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются по истечении календарного года, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния - ежемесячно).

Таким образом, исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, если регистрация смерти произведена органом ЗАГС Российской Федерации, то справка о смерти установленного, законодательством образца для получения пособия на погребение выдается данным органом.

Государственная регистрация смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации производится консульским учреждением Российской Федерации, при этом справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС Российской Федерации, после передачи Министерством иностранных дел Российской Федерации в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что смерть пенсионера И. зарегистрирована отделом ЗАГС Мингорисполкома Республики Беларусь, в подтверждение чего родственникам вышеуказанного гражданина выдано свидетельство о смерти от <данные изъяты> года.

При вынесении решения об удовлетворении исковых требований суд не учел, что государственные акты, свидетельства и другие документы, выданные государственными органами иностранного государства в отношении гражданина данного государства, не имеют юридической силы на территории Российской Федерации, а также не могут быть приняты государственными органами Российской Федерации для предоставления прав, гарантий и компенсаций, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации факт его смерти регистрируется в консульском учреждении или в консульском отделе дипломатического представительства, которые выдают свидетельства о смерти, что предусмотрено пунктами 44 - 46 Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом МИД России от 29.06.2012 N 10490.

Как указано в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

При этом международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров органов внутренних дел не имеется.

Согласно статье 13 Конвенции Содружества независимых государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Таким образом, представленные истцом документы, подтверждающие факт смерти И., выданные компетентными органами Республики Беларусь, не могут являться основанием для назначения и выплаты пособия на погребение пенсионера органов внутренних дел в Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния" формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" как Форма N 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый бланк имеет серию и номер (статья 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния").

Форма бланка свидетельства о смерти, утвержденная приказом Министерства юстиции России от 25.06.2014 N 142 предусматривает информацию о гражданстве, дате рождения и месте рождения гражданина. Форма N 33 "Справка о смерти", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274, также содержит строку "дата рождения".

При отсутствии информации, содержащейся в указанных документах, невозможна идентификация личности умершего.

Исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по Форме N 33. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.

Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина, которые могли бы замещать справку Формы N 33, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Суд при вынесении решения требования вышеприведенных нормативных правовых актов не учел, сделав необоснованный вывод о том, что представленные истицей документы выданы компетентными органами иностранного государства, а потому оснований к отказу в выдаче пособия на погребение не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания.

Поскольку судом при рассмотрении дела неверно применены нормы материального права, регулирующего возникшие правоотношения, решение суда не может считаться законным и обоснованным, в силу чего, данное решение подлежит отмене.

В связи с чем, судебная коллегия отменяет решение Красногорского городского суда Московской области от 28 ноября 2016 года, принимает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда Московской области от 28 ноября 2016 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

Отказать в удовлетворении исковых требований В. о признании незаконными действий должностных лиц: начальника одела социального обеспечения Красногорского одела военного комиссариата Московской области и начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области об отказе в выплате пособия на погребение за умершего <данные изъяты> года пенсионера Министерства обороны Российской Федерации И., обязании выплатить В., проводившей похороны отца на изготовление, установку памятника: пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером И. ко дню смерти в размере 103709 рублей и за изготовление и установку надгробного памятника в размере 31541 рубль.

Апелляционную жалобу Военного комиссариата Московской области Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

Свернуть
Прочие